В московском выставочном центре "АРТСтрелка" открылась очередная серия выставок.
На советской волне
В московском выставочном центре "АРТСтрелка" открылась очередная серия выставок. Галереи, расположившиеся в бывших гаражах кондитерской фабрики "Красный Октябрь", как правило, составляют свои программы независимо друг от друга. Тем интереснее, когда вроде бы никак не связанные проекты неожиданно рифмуются, как это произошло на этот раз с фотовыставкой Владислава Ефимова "Для радио" в галерее XL-projects и инсталляцией Сергея Воронцова "Следы" в "АРТСтрелка-projects". Рассказывает ИРИНА Ъ-КУЛИК.
Владислав Ефимов – один из участников известного арт-дуэта Ефимов–Чернышев и персонаж тех интерактивных видеоинсталляций, в которых виртуальные двойники самих авторов предстают как своего рода игрушки, управляемые зрителем при помощи машинерии, столь же футуристической, сколь и нарочито старомодной, подобно изобретениям из старинной кинофантастики. Неудивительно, что в своем сольном проекте господин Ефимов проникся жалостью к столь безнадежно устаревшей "игрушке", как архаичная радиоточка, которой когда-то были снабжены все советские квартиры. Радиорозетки, кажется, есть и сейчас – только у многих из нас они за ненадобностью давно заставлены мебелью. А сами радиоприемники находятся в промежуточном статусе между старьем и антиквариатом – во всяком случае, для того, чтобы найти 20 с лишним радио, Владислав Ефимов отправился из Москвы в патриархальный Петербург. Его трофеи – от благородных деревянных изделий 1930-х, напоминающих церемонные часы с кукушкой, до минималистских пластмассовых коробочек 1960-х – помещены в различные современные интерьеры (снимки делались в квартирах художника и его друзей). Только они уже не безмолвствуют, как им положено в эпоху FM-вещания, на полочках, а буквально воспаряют в воздух, натягивая, как докучливый поводок, привязывающий их к розетке провод. На фотографиях Ефимова этот провод неожиданно напоминает те шланги жизнеобеспечения астронавта, которые в фильме Кубрика "Космическая Одиссея" перекусывает злокозненный компьютер, отправляя несчастного путешественника в космическое странствие без возможности возвращения. Точно так же отбывают в бесконечность прошлого и старые радиоприемники, которым в настоящем уже вряд ли суждено передавать "В рабочий полдень".
Археологии того же самого прошлого, в которое улетают радиоприемники Владислава Ефимова, посвящена и выставка Сергея Воронцова "Следы". Художник и рок-музыкант Воронцов, в свое время бывший участником легендарной рок-группы московских концептуалистов "Среднерусская возвышенность", с конца 1980-х годов живет в Берлине. И, как это случается с эмигрантами, выступает своего рода носителем той культуры "золотого подполья", которая в России уже давно канула в небытие – во всяком случае, та музыка, которую господин Воронцов исполняет сегодня со своим новым проектом Animal cops, является едва ли не самым аутентичным на сегодня экспериментальным русским роком, живо напоминающим, например, ранние "Звуки Му".
"Следы" выглядят как отчет группы реставраторов, завершивших очередной этап работы над памятником советской культуры второй половины ХХ века. В первом зале почти не поддающиеся восстановлению бесценные культурные реликвии, какие-то плохо опознаваемые, темные, как старинные иконостасы, деревянные предметы, в которые вмонтированы кусочки металла с едва различимыми изображениями: школьницы в белых фартуках, физкультурницы, девушки в платочках. В соседнем зале реставраторы, судя по всему, еще только начали работы: на белых галерейных стенах расчищены маленькие прямоугольники старинного красочного слоя – только зрителям открываются отнюдь не фрагменты фресок, а просто участки типично советской казенной грязно-зеленой покраски. А еще на стенах, полу, потолке пустого зала лежат резкие черные тени, которые, если присмотреться, вовсе не совпадают с тенями посетителей выставки. Нарисованные краской, они кажутся призраками той самой давно минувшей эпохи.
На открытии выставки группа Сергея Воронцова Animal cops, к которой присоединился еще один по-своему легендарный персонаж – Алексей Мамонов, некогда вместе со своим братом Петром игравший в проекте "Мамонов и Алексей", устроила небольшое акустическое выступление. "Мы просто хотим попеть и поиграть, как в старые времена где-нибудь на лавочке во дворе",– сказал Сергей Воронцов. Впрочем, несмотря на дворовую задушевность, играли музыканты отлично. И показалось, что именно такую музыку были бы рады передавать улетающие в никуда радиоточки Владислава Ефимова.
источник публикации
ГАЗЕТА КОММЕРСАНТЪ № 14 (№ 3590) от 01.02.2007, ЧТ