В Москву впервые привезли редкие рукописи Оскара Уайльда и графику Обри Бёрдслея
Обри Бердслей и его знаменитые работы - прямиком из Лондона. Гений графики, совершивший революцию в мире книжных и журнальных иллюстраций. Он показал, как должен измениться рисунок с приходом фотопечати.
Обри Бердслей был другом Оскара Уайльда. Страницы из жизни двух этих, пожалуй, самых популярных английских денди - на уникальных фотографиях. Их работы ругали за излишнюю откровенность и подчеркнутый эротизм. А они не обращали внимания на скандалы и продолжали эпатировать публику. Но вместе работали лишь однажды - над пьесой Оскара Уайльда "Саломея".
Aubrey Vincent Beardsley |
Oscar Wilde |
На выставку из Британии даже специально привезли то самое, первое издание. Есть здесь и еще вещи, которых касалась рука знаменитого писателя. Например, красная коробка для бумаг с его дарственной надписью.
Аксессуар, преподнесенный Уайльдом переводчику пьесы, стал решающим аргументом в суде над автором. За непристойное поведение писателя отправили за решетку. Досталось и Бердслею, в то время издававшему журнал с названием "Желтая книга".
"Когда Уайльда забирали в тюрьму, он захватил с собой пальто с меховым воротником, шляпу, трость и книгу, книгу желтого цвета. В газете было написано, что он захватил с собой желтую книгу, имели ввиду этот журнал", - рассказывает заместитель директора по международной и выставочной деятельности ГМИИ им. А.С.Пушкина Зинаида Бонами.
Обри Бердслей. Иллюстрация к пьесе Оскара Уайльда "Саломея"
Такой каламбур стоил Обри Бердслею работы. Журнал закрыли. А 16 иллюстраций к "Саломее" Уайльда так и остались вершиной творчества художника. Легенда о принцессе, танцевавшей обнаженной перед царем Иродом, в версии тандема английских гениев стала пронзительной историей любви. Книга вдохновила не одно поколение режиссеров во всем мире.
В немом американском фильме 1923 года в роли Саломеи - русская актриса Алла Назимова. А в самой России еще на рубеже веков в артистических кругах переживали повальное увлечение одиозными британцами.
"Именами Бердслей-Уайльда клялись. Из-за них затевались дискуссии. Ну, и потом начались художники, которые впрямую подражали. Подражали-то подражали, но все-таки не копировали. Подражали, скорее, образом жизни", - рассказывает куратор выставки Алексей Савинов.
В русских журналах той поры появились фантастические миры, навеянные английским графиком, которого называли черным алмазом эпохи модерна. А сам он, оставивший такое богатое наследие, прожил всего 25 лет. Он с детства знал, что смертельно болен. И каждый день мог стать последним. Возможно, именно поэтому его искусство и было таким бескомпромиссным.
Также посетители увидят произведения русских "бердслеистов", русские и британские художественные журналы, в которых работали Бердслей, Уайльд и их последователи.
Источник: М24, 1TV.
Поделиться: