Новое на сайте

Антикварный рынок Китая

КитайПекинтекст1

Редкий путешественник, оказавшийся в Китае, избегает искушения увезти домой живописный свиток или причудливую каллиграфию, нефритовую статуэтку или фарфоровую вазу. Или несколько старинных экзотических монеток в форме ножей и мотыг, которыми расплачивались в Серединном государстве два тысячелетия назад. В общем, то, что напоминало бы ему о красоте Поднебесной.

Однако и искушенный любитель старины, блуждая в лабиринте невзрачных лавочек Пекина или Гуанчжоу, изучая развалы старинной рухляди и сувенирных поделок на блошиных рынках больших городов и всеми забытых селений, может найти немало интересных предметов старины, способных украсить если не музейное собрание, то небольшую домашнюю коллекцию древностей, собираемую для души.

Чтобы представить разнообразие китайского антиквариата и предметов искусства, достаточно оказаться в Пекине в выходной день на знаменитом блошином рынке - в 20 минутах езды от посольского квартала.

Огромное пространство заполнено сотнями грубо сколоченных строений, уставленных старинной мебелью и фарфором, увешанных десятками и сотнями живописных и каллиграфических свитков, заваленных пыльными грудами книг. На чистом воздухе, на циновках и ковриках, лежат россыпи монет и украшений, покупателям предлагаются тибетские иконы-танки, и фрагменты каменных буддийских скульптур, невзрачные, но действительно старинные фарфоровые предметы, амулеты, курильницы и тьма вещей, чье предназначение и подлинность остается для путешественника, интересующегося антиквариатом, неясным.

На пекинском блошином рынке, как на ладони, виден весь ассортимент китайского антикварного рынка, открытого туристу. Сразу же оговорюсь, что в Китае, как некогда и в СССР, четко разделяется свободный и "черный" рынок. Путешественнику, не ставящему своей целью наладить торговые связи с китайскими дилерами черного рынка, мы не советуем вступать с такими специалистами по антиквариату в слишком тесное общение и спрашивать о том, что не выставлено на прилавке. Лучше довольствоваться тем, что выставлено на всеобщее обозрение. В противном случае могут возникнуть весьма серьезные, и вполне закономерные неприятности с китайской полицией и таможней - большинство дилеров, торгующих серьезным антиквариатом, являются одновременно и осведомителями правоохранительных органов.

Итак, перед путешественником большой выбор "гудун" - "антикварной всячины". На что следует обратить внимание?
Высшим достижением китайского искусства, бесспорно, является живопись. Однако здесь мы вынуждены разочаровать любителя старины - сейчас в Китае найти хороший старинный свиток практически невозможно. И причин этому несколько. Во-первых, в Китае запрещен вывоз антиквариата - в первую очередь, живописи, бронзы и старинного фарфора. Поэтому открытая торговля этими предметами не приветствуется. Во-вторых, политические катаклизмы XX века и страшная "культурная революция" сыграли свою роковую роль - огромное большинство свитков, которые не были вывезены из страны и не попали в государственных собрания, оказались уничтоженными. В Пекине вероятность находки свитков или альбомных листов даже XIX века весьма мала, в Шанхае и Гуанджоу их изредка можно встретить - иногда весьма высокого качества - в специальных антикварных лавках по ценам, сильно завышенным по отношению к европейским.

В провинции же свитки XIX века могут быть куплены по случаю за 10-15 долларов. Нам известен случай, когда в городе Сиань был куплен свиток позапрошлого века с изображением бамбука за сто юаней - примерно 12 долларов. Найти более раннюю живопись, не прибегая к услугам черного рынка, затруднительно.

Современная китайская живопись также редко может порадовать ценителя. Современная живопись в стиле "горы-воды", за редким исключением, имеет мало общего с работами даже столетней давности, и искать в них тень кисти Ван Вэя, Го Си или Ши Тао - напрасный труд. Во всех крупных городах современных пейзажные свитки можно встретить в большом количестве, однако наибольшая концентрация действительно неплохих современных вещей приходится на небольшой городок Яншо на юге Китая, являющийся одним из центров "лаовайского" - европейского, американского и австралийского туризма. Одновременно это одно из красивейших мест Юга.

Живопись в стиле "цветы и птицы", пожалуй, более популярна, чем пейзажная, и менее далека от старых образцов. Листы с изображениями цветов весьма выигрышны при оформлении интерьеров и стоят недорого - 3-5 долларов. Свитки обоих стилей стоят порядка 10-15 долларов, но цена зависит от размера.

В отличие от художников, современные китайские каллиграфы нисколько не утратили связи с традицией, и трудности в поисках стариной каллиграфии может компенсировать подчас исключительное качество современных работ. Хорошую каллиграфию можно найти во всем Китае, но свитки наиболее известных мастеров всегда встречаются в пекинском многоэтажном магазине "Дружба". Он находится прямо напротив посольского квартала. На последнем этаже путешественнику предоставляется богатый выбор современных первоклассных работ музейного уровня. Но цены здесь вполне соответствуют качеству - свиток может стоить от 500 до 1000 долларов.

Около императорского дворца теснится множество лавочек мастеров-каллиграфов. При определенном везении есть шанс найти за 20-25 долларов превосходный свиток, ничем не уступающий свиткам, висящим в "Дружбе". Наибольшей оригинальностью отличаются исполнения двух иероглифов: лун - "дракон" и ху - "тигр". Если встретится в обычной лавке интересная каллиграфия, весьма вероятно, что вам попался один из этих иероглифов.

Любопытно отметить одну печальную черту современной каллиграфии: иногда мастера украшают действительно неплохие каллиграфические свитки на потребу публики блестками золотой краски, что, на наш взгляд, портит впечатление от свитка.

Кроме живописи Китай славится сине-белым фарфором. Еще двадцать лет назад перед европейцем, живущем в Китае, были открыты фантастические возможности собирания превосходного минского и ранне-цинского фарфора. "Культурная революция" привела к тому, что в народе перестали ценить эти предметы, их можно было скупать за бесценок. Сейчас, конечно же, ситуация иная. Хороший старинный фарфор едва ли появляется в открытой продаже, но при этом посредственные цинские и даже минские вещи встретить относительно легко даже на пекинском блошином рынке. В качестве украшения интерьера интерес может представлять и современный фарфор, прежде всего цзиндэчженьских мастерских, но ценится он достаточно высоко.

Знаменитая бронза эпохи Чжоу на рынке не встречается, танские и сунские имитации также приобрести нереально. Если наивному путешественнику открыто предлагают предметы этого стиля, можно быть абсолютно уверенным, что стараются всучить подделку. При этом цена наверняка окажется "заоблачной", за такие деньги лучше купить подлинный предмет в Лондоне.

Старинный нефрит также едва ли встретится на рынке, однако при определенном везении статуэтки XVI-XVII веков, хоть и весьма посредственной работы, могут быть найдены. Нефритовых предметов XIX века на рынке великое множество, при этом отличить работу XIX века от современной поделки подчас крайне затруднительно. Поэтому, выбирая нефритовую фигурку или сосуд, лучше исходить исключительно из эстетических критериев, чем ориентироваться на древность вещи. Стоит отметить, что чем дальше вы оказываетесь от туристских центров, тем больше шансов приобрести нефритовые предметы двухсот-трехсотлетней давности. Но, повторимся, среднего качества. Цены на эти предметы могут колебаться от 10-15 долларов до весьма значительных сумм, в зависимости от размера вещи и тонкости работы.

Весьма любопытный материал, который можно найти в Китае, хотя и не чисто китайского происхождения - это ламаистские культовые предметы: иконы, статуэтки, ритуальные сосуды и оружие. Тех, кто едет непосредственно в Тибет, мы поспешим уберечь от пустых надежд: в Тибете найти антиквариат практически нереально. В Тибете китайская полиция исключительно строго следит за иностранцами. Им, чтобы попасть из одного района Тибета в другой, нужно за немалые деньги покупать официальное разрешение. Под "колпаком" и тибетцы-продавцы. Рынок в автономии может порадовать собирателя лишь современными копиями ритуальных ножей, костяными фигурками начала XX века, да тибетскими монетами этого же времени. Кстати, цены весьма высоки.

А вот в Пекине на рынке попадаются весьма любопытные иконы-танки, но они не старше конца XIX века и цены на них вполне лондонские. При этом путешественника подстерегает опасность принять современную, искусно состаренную ксилографию за живопись хотя бы столетней давности.

Наиболее же интересные находки тибетских предметов можно сделать в китайских провинциях, граничащих с Тибетом. Например, в городе Чэнду провинции Сычуань на небольшом рынке около одной из центральных гостиниц можно приобрести старые танки по цене не выше 10 долларов. К числу неожиданностей антикварного рынка Китая может быть отнесено обнаружение на сувенирном рынке в Гуанчжоу небольшой лавочки, буквально заваленной храмовыми иконами XVII-XIX века превосходной работа. Помимо трех-четырех сотен икон там есть весьма редкие иконы на дереве и фрагменты рукописных книг с миниатюрами. Цена за икону колебалась в районе 50 долларов. К сожалению, такие находки все же нетипичны для достаточно предсказуемого китайского рынка.

Старинные китайские монеты можно встретить на любом блошином рынке. Обычные ханьские монеты в пять шу, датируемые первыми годами нашей эры, лежат пригоршнями на лотках торговцев и стоят около доллара. Цинские монеты продаются поштучно и целыми связками и стоят чисто символические суммы. Но если коллекционер захочет приобрести действительно редкий экземпляр, например монету-мотыгу или монету-нож, в его руках наверняка окажется подделка, иногда искусная, но чаще, крайне грубая.

Дело в том, что старинные китайские монеты не чеканились, а отливались в форме, поэтому их подделка не сопровождается техническими трудностями. Состаривание же металла для мастеров - дело нехитрое. Приобретая монеты необычной формы, можно быть уверенным, что в девяносто девяти случаях из ста они окажутся поддельными.

Для любителя старины могут представлять интерес крупные монетовидные амулеты с причудливыми изображениями. Подлинность многих амулетов так же сомнительна, но есть надежда, что попадутся и оригинальные образцы XIX - начала XX века. Такие амулеты обычно несут изображения драконов, богов народного пантеона, а иногда и забавные эротические сценки. Вместо монетной легенды на них писались благопожелания.

Для приобретения прочих предметов коллекционирования - марок, значков, орденов - Китай не самое "правильное" место. Китайский материал в большом количестве вывозился и вывозится из России, поэтому, приобретая в Китае значки или марки по немалой цене, русский собиратель рискует купить вещь, совсем недавно покинувшую его родной город.

Для собирателей старинных книг Китай - одно из наиболее безнадежных мест на планете. Знаменитый "подвиг" Цинь Ши-Хуана, истребившего в IV веке до н.э. все книги, не приносящие прямой пользы государству, был повторен в эпоху "культурной революции" в отношении старопечатных китайских книг. Теперь не только в крупных городах, но даже в провинции трудно найти книги, напечатанные до 1911 года, если только они не посвящены медицине или магии.

Правда, в Гуанчжоу еще несколько лет назад на рынке продавались несколько десятков томов издания XIX века, посвященных даосским амулетам и магическим знакам, и при этом цена за один том не превышала 1-2 долларов. Но что касается старых изданий философской или религиозной литературы, то они практически ненаходимы.

Если говорить об опасностях, подстерегающих любителя антиквариата в Китае, то это невероятное количество подделок. Поддельный антиквариат изготавливают в Китае уже полторы тысячи лет, и многие из этих подделок сами успели превратиться в высоко ценимый антиквариат. Но подделки, которые встречаются теперь на антикварном рынке Китая - современного происхождения. Прежде всего, это монеты, бронза, а также, в меньшей степени, фарфор и нефрит. Говоря о подделках, мы имеем в виду "туристские" фальсификаты, изготовленные для иностранцев, иногда весьма высокого качества, и не касаемся тех фальшивок, которые встречаются на черном антикварном рынке.

Второй опасной сферой является взаимодействие путешественника с продавцами. Прежде всего, мы советуем: ни в коем случае не показывать продавцу, что перед ним коллекционер, знаток. Крайне опасно просить продавца найти какой-то определенный предмет, особенно если его цена весьма высока и вывоз запрещен. Лучше всего казаться простым туристом, покупающим сувенир и ничего не понимающим в его художественной и антикварной ценности. Это не вызовет подозрений у продавца и избавит от возможных неприятностей на таможне.

Если удалось разыскать действительно интересную вещь, такая "туристская" позиция не вызовет у торговца желания поднять цену. В антикварных лавках и на блошиных рынках принято свирепо торговаться - в течение нескольких минут цена может упасть не только вполовину, но и в десять раз. Правда, это не касается тех случаев, когда продавец знает, что продает путешественнику не современную поделку, а настоящий антиквариат.

И, наконец, завершающий этап антикварных приключений в Китае - это прохождение таможни. По закону, из страны нельзя вывозить предметы старше 50 лет, и в этом китайские законы не отличаются от российских. Тем не менее, некоторые малоценные предметы XVII-XVIII века официально продаются в государственных магазинах, таких как пекинская "Дружба", и их вывоз при наличии сертификата из магазина разрешен.

Однако среди таких предметов редко удаются найти что-то радующее глаз, да и цены оказываются выше европейских. Вывоз старинных монет официально запрещен, однако на несколько штук таможня сморит "сквозь пальцы", хотя афишировать их провоз не стоит. Серьезный антиквариат мы советуем путешественникам не вывозить, ибо в случае задержания могут возникнуть крупные неприятности. Китайские законы к контрабандистам антиквариата исключительно строги. Так, когда в Сиани была раскопана гробница Цинь Ши-Хуана и найдена его знаменитая "глиняная армия", были зафиксированы случаи незаконного вывоза за рубеж фрагментов статуй из гробницы, прежде всего в Гонконг. Тогда в виде "ответной меры" была введена смертная казнь для китайцев-контрабандистов антиквариата.

Если же любитель старины все же решился привезти на память из Китая какой-нибудь милый антикварный пустячок - небольшую фарфоровую вазу, нефритовую статуэтку или тибетскую икону, мы советуем ни в коем случае не прятать предмет специально. Важно, чтобы в случае его нахождения у таможенников не возникло подозрений, что турист пошел на сознательную контрабанду. Любая вещь, продаваемая открыто, может быть куплена как сувенир, и поэтому в случае вопросов на таможне естественная реакция состоит в ответе, что туристы не обязаны быть знатоками в области антиквариата. Конечно, такая реакция естественна только в том случае, если предмет не был преднамеренно спрятан. Конфискации предмета в этом случае, может быть, и не избежать, но проблемы на этом для путешественника заканчиваются.

Но не огорчайтесь. Даже современный каллиграфический свиток, приобретенный в лавочке около императорского дворца, будет радовать глаз среди родных осин, напоминая даосскую мудрость: "истинная красота непритязательна, истинная мощь - скрыта".


источник информации:
"Антиквариат, предметы искусства и коллекционирования" №3, 2002



В конец страницы
На главную
Контакты


НаверхНа главнуюКонтактыВыставочная компания Эксподиум
Дизайн: SASHKA