Блошиное гнездо
Торговля старыми вещами в последнее время с небывалым размахом развернулась по всему городу. Блошиные рынки, словно эпидемия, распространяются от одной улицы к другой. Завешанные всем, чем попало, особенно по выходным, такие кварталы напоминают сборище ненужных вещей. Чего только нет на такой барахолке. Кажется, здесь можно купить все. Начиная от поношенных тапочек или халата, до старого утюга. Неизвестно, где хранятся эти вещи, кто носил эту старую одежду или обувь и какую болячку можно через них подхватить.
Людмила, продавец допотопных будильников и потертой кожаной безрукавки, уже года два занимается торговлей подержанными вещами. Когда исчезли последние «закрома» из своего шифоньера, она стала просить старую одежду или предметы домашнего обихода у соседей и знакомых.
- У меня нет специальности, поэтому трудно найти работу. Всю жизнь меня обеспечивал муж, но когда умер, мне пришлось заняться этой деятельностью, чтобы хоть как-то прожить, - говорит Людмила.
Многие торговцы с блошиного рынка, как и эта женщина, обделены судьбой. Все они так или иначе пришли торговать сюда не от хорошей жизни. Правда, есть среди них и такие, кто торгует от нечего делать, для них такая торговля своеобразный способ общения.
Раньше блошиный рынок располагался под Тургеневским мостом, его было не так заметно. Когда произошла реорганизация на Кубанской набережной, он распластался по центральным улицам - Калинина, Кирова, Буденного, Стасова. Торговцев постоянно разгоняют, но они не хотят убираться. Да и куда? Весной для этой категории торговцев администрацией города решено было открыть специальный рынок в районе ул. Солнечной - Московской, но потом выяснилось, что здесь находятся важные предприятия, и строительство резко прекратилось. Другого места для уличного «секонд-хэнда» пока не найдено, а значит, он по-прежнему до неизвестных времен будет «жить» в центре города.
Что поразительно, участники блошиного базара уже основательно пригрелись в местах культуры и отдыха. В субботу – воскресенье на центральной аллее Первомайского парка из-за них не пройти. Под шумок они пристраиваются к книготорговцам на аллее Юннатов, но места всем здесь не хватает и «блошинник» расползается в центр парка. К тому же в парке с незапамятных времен обосновались коллекционеры, но эти стоят в сторонке и практически не мешают отдыхающим.
- Больно смотреть порой, во что превращают нашу рощу торговцы, жалуется директор парка Алексей Чумак. – Мы многократно призывали их не устраивать здесь торговлю, но этого мало, без милиции мы не в силах с ними справиться. Я вообще считаю, что в каждом парке, поскольку это место массового пребывания людей, необходимы пункты милиции.
Среди стихийных рынков самыми неуправляемыми считаются те, где ведется торговля крадеными вещами, в основном аудио-, видеоаппаратурой, бытовой техникой. Это целое «кубло» теневой экономики, где крутятся огромные суммы денег. Очень трудно пресечь людей, промышляющих этими махинациями. Пожалуй, с облегчением вздохнули краснодарские стражи порядка, когда такой подпольный «рассадник», так называемый «радиорынок», перешел из-под Тургеневского моста за черту города, превратившись в головную боль для наших соседей.
Многие мои собеседники по проблеме стихийной торговли высказывали свое недовольство в адрес органов внутренних дел. В частности, приводились случаи, когда отдельные представители милиции являются пособниками несанкционированных рынков, взимая с нелегалов-торговцев определенную мзду. Подобное явление они связывают с тем, что пока такая трудная и опасная профессия будет низкооплачиваемой, таких случаев не избежать. Не спорю, что проколов, как и в любой сфере деятельности, у милиции хватает. Но стоит ли все шишки сыпать только на нее?
- С вступлением в силу нового Кодекса об административной ответственности работать в направлении пресечения несанкционированной торговли мы стали по-другому, - рассказывает старший дознаватель УВД г. Краснодара, майор милиции Вадим Борисов. – Если по старому кодексу весь процесс, от выявления нарушителя до применения к нему санкций, ложился полностью на наши плечи, то теперь в нем поэтапно участвуют разные инстанции, от налоговой инспекции до санэпидемстанций, они должны нас организовывать на ликвидацию стихийных рынков.
Пожалуй, сколько угодно можно ругать законодательство, оправдываться, переваливать вину с одной службы на другую, отвечать на извечные для русского человека вопросы «кто виноват?» и «кому это выгодно?» Простого горожанина по большому счету не интересует, в каких условиях приходится работать руководящим органам, их задача одна – добросовестно выполнять свои обязанности. Простой горожанин, как и все люди, живущие в цивилизованных странах, хочет жить в чистом, безопасном и уютном городе.
Ирина Янпольская
источник публикации
Еженедельник Краснодар,
№ 44(286) 1 - 7 ноября 2002 года