Вшивые рынки дореволюционной Москвы
О московском Вшивом рынке упоминает А.С. Пушкин в фельетоне "Альманашник", в котором описывает чиновника, не имеющего места и желающего поправить свои дела изданием альманаха. С этой целью он приезжает в Петербург и ходит по сочинителям, выпрашивая что-нибудь из их сочинений для своего альманаха. Заметив иронический взгляд одного литератора, альманашник решил, что ирония относится к его платью, и стал оправдываться: "Ты смотришь на мое платье... Оно немного поношено, меня обманули на вшивом рынке..." О своей полемике с Каченовским Пушкин в письме к жене говорит, что с ним, "надобно тебе сказать, бранива-лись мы, как торговки на вшивом рынке". И еще раз он употребляет это же сравнение в 1834 году в письме М.П. Погодину: "Было время, литература была благородное аристократическое поприще. Ныне это вшивый рынок". Наверное, не случайно, что эти сравнения содержатся в письмах только к москвичам.
В народном метафорическом языке слово "вшивый" обозначает вообще "плохой, мелкий, дешевый" и всегда имеет оттенок презрительности. В.И. Даль зафиксировал слово "вшивик" - грязный, гадкий человек, а "Словарь московского арго" (1994 г.) - целую подборку слов от этого корня именно со значением "плохой, незначительный": вшивота, вшивая (зарплата), вшивик и вшивый - современный рубль.
Таким образом, в XVIII веке словосочетание "вшивый рынок" было термином, абсолютно лишенным эмоциональной окраски, поэтому даже когда говорилось "прелестный вид Вшивой горки", то эти стоящие рядом слова не воспринимались принадлежащими к разным стилистическим рядам.
источник публикации
Такого же происхождения, как "Курьи Ножки", и другое известное московское название - Вшивая горка. Оно породило множество легенд.
В конце XVIII века на официальном плане Москвы такого названия не было, но в народе Вшивой горкой называли холм в Заяузье, возле Яузского моста. В середине XIX века на планах появились Вшивогорская улица и Вшивогорский переулок (тут надо вспомнить, что названия улиц в Москве записывались геодезистами от местных жителей), которые на других планах назывались Прохоровской улицей и Курносовым переулком; в конце XIX века Вшивой горкой стали называть Верхнюю Николо-Болвановскую улицу, до того называвшуюся Яузской. И хотя в начале XX века улицу переименовали в Гончарную, затем в Таганскую, а в 1922 году в Интернациональную в честь 1-го Интернационала, еще до сих пор ее иногда называют Вшивой горкой.
Название "Вшивая горка", надо прямо сказать, шокирующее, но яркое и неординарное и именно поэтому привлекало общее внимание и требовало объяснения.
И.К. Кондратьев в книге "Седая старина Москвы" пишет: "Скажем несколько слов о Швивой, а по-простонародному Вшивой, горке", - и далее приводит, по его мнению, "неосновательный" рассказ о происхождении простонародного названия. Действие этого рассказа относится к концу 1 тысячелетия, когда по Яузе и Москве-реке, тогда полноводным, проходил древний торговый путь, и тогдашние "бурлаки раскладывали здесь костры, варили себе пищу и, межу прочим, обсушивались и истребляли известных неприятных насекомых".
В другой легенде говорится, что в прежние времена наверху горы брадобреи стригли и брили москвичей, а по горе вниз катились кудри вместе с насекомыми. Поэтому и назвали горку Вшивой. Легенда эта имела большое распространение. Ее повторяли публицисты и писатели, не подвергая ни исторической, ни просто здравой критике.
М.И. Пыляев приводит ее в "Старой Москве". Источником этой легенды стало "Описание путешествия в Московию..." Адама Олеария, посетившего Москву в составе голштинского посольства в первой половине XVII века. "Далее направо, - пишет Олеарий, - когда пойдешь от Посольского двора в Кремль, есть особая площадка, на которой русские во время хорошей погоды сидят под открытым небом, бреются и стригутся. Рынок этот называется у них Вшивый: до такой степени устлан слоем волос, что ходишь по нему, точно по подушке".
Таких уличных цирюльников можно было увидеть в Москве в XIX и даже в начале XX века, они практиковали на Сухаревке, на Толкучем рынке у Китайгородской стены и на других подобных рынках и базарах. "Тут же находится подвижная цирюльня, - рассказывает мемуарист 1850-х годов Н. Поляков о толкучке на Старой площади, - заключающаяся в особе старого отставного солдата, небольшой скамеечке, на которой бреют и подстригают желающих, с платой: за бритье одна копейка серебром, а за стрижку три копейки. Все это очень просто, свободно, удобно, просторно, дешево и сердито". Так что картина уличной цирюльни на Вшивой горке, тем более что на Таганском холме был Таганский рынок, представлялась несомненной. (К слову сказать, Олеарий имел в виду другой рынок - на Варварке.)
Однако уже в конце XIX века название горы Вшивой начало вызывать сомнение в его подлинности, высказывалось мнение, что оно искажено, что горку надо называть Швивая, поскольку тут были швальни - мастерские по пошиву одежды. В 1920 году академик А.И. Соболевский предложил называть горку Ушивая, потому что она якобы была покрыта колючей травой ушем (ушь /древнерусское/ - растение рода лютиковых, которое во время голода употребляли в пищу; запись о том, что люди ели ушь, имеется в летописи о голоде 1128 года в Новгороде). Но история этой местности - древнейшей в Москве - и ее заселения известна; не могла она быть местом сбора травы, потому что тесно, двор ко двору, была с XII века заселена ремесленниками; и не портные, а гончары заселяли эту гору.
Высказывалось также мнение, что правильное название горы - Шивая и восходит оно к Х - XII векам, когда на этом берегу Яузы был торговый перевалочный пункт и здесь останавливались купцы из Хивы. Место стоянки называли Хива или Шива.
Было еще и такое объяснение: название образовано от древнерусского слова "оушуая", то есть "левая". Оушуая горка - Левая горка в отличие от находившейся напротив, на правой стороне Яузы и служившей также местом стоянки купцов и называвшейся Гостиной горой.
Но, несмотря на большое количество предложенных вариантов написания и происхождения названия, несмотря на желание "облагородить" его, правильное его написание - Вшивая горка.
Под этим названием она попала в старинные путеводители, определяющие ее точное местонахождение. В путеводителе 1782 года о ней говорится: "Едучи по Яузской улице прямо чрез Яузской мост, от оного идет гора, называется Вшивая горка". Сейчас мы определили бы Вшивую горку как склон Таганского холма в сторону Яузы. Путеводитель по Москве 1833 года издания, перечисляя самые красивые виды Москвы, пишет: "Вы, почтенный читатель, конечно, не откажетесь остановиться и полюбоваться прелестным видом - Вшивой горки и устья крутоберегой Яузы; точно, сей вид прекрасен: это смесь столичного великолепия с милой простотою природы". Из этого описания очевидно, что название "Вшивая" совершенно не имеет для автора отрицательного оттенка. Отрицательный, анекдотический характер оно приобретает только к концу XIX века.
К этому времени уже исчезли не только обстоятельства и причины, породившие название, но и забылось, что, собственно, называлось Вшивой горкой.
А дело заключается в том, что на половине взгорья Таганского холма, на плоской площадке между Яузской и Гончарной улицами, действительно в XVIII - начале XIX века находился рынок-барахолка, на котором торговали дешевой едой и подержанными вещами. Таких рынков в Москве было несколько в разных районах, и этот род рынков назывался вшивыми. Название рынка не имело ничего общего с завшивленностью, так же, как известный парижский Блошиный - с блохами.
источник публикации
Торговые ряды - в древней Руси так назывались, в отличие от гостиных дворов, те места в городах и посадах, где производилась розничная продажа товаров. Т. помещения в рядах были весьма разнообразны и носили разные названия: амбары, погреба, лавки, прилавки, полки, шалаши, веки, столы, скамьи, рундуки; стулья и скамьи стояли для мелких торговцев между лавками и прилавками; на скамьях, между прочим, продавали мясо; в шалашах продавались разные мелкие, большею частью изготовленные съестные припасы, для употребления на месте простолюдинами, собиравшимися на торгах. Со всех помещений в Т. рядах взимался оброк посредством целовальников. Т. устав 1667 г. запретил торговать помимо "извычайных" рядов и лавок; в 1676 г. было подтверждено, чтобы нигде не было торговли, кроме рядов; в 1681 г. опять подтверждалось, чтобы "всяких чинов люди не в указных местах не торговали и от того его великого государя казне напрасной потери и недоборов не было". Каждому товару обыкновенно назначался свой особый ряд и свое место. Особенно много было рядов в Москве: близ Вшивого рынка был лоскутный или ветошный ряд, где, впрочем, можно было покупать очень ценные вещи; неподалеку от Кремля был охотный ряд, где продавались съестные припасы и живые животные; были затем ряды пряничный, птичий, харчевой, калачный, крашенинный, суконный, сапожный, шапочный, свечной, коробейный, соляной, медовый, восчаный, домерный (где продавались бубны, домры и барабаны), сурожский (где, между прочим, продавались шелковые материи), житный, мучной. Эти ряды в первой половине XVII в. находились в той части города, которая называлась Царь-город; здесь же преимущественно жили хлебники и калачники, здесь же были мясные скамьи и царские кружечные дворы с питьем. В Китай-городе был свежий рыбный ряд. Серебряники, медники, скорняки, продавцы румян и даже кнутов и тростей имели свои особые ряды в Москве. Улица от Персидского двора до Москвы-реки шла мимо овощного ряда. Около самого Кремля было расставлено множество шалашей, рундуков, скамей, где мелочные торговцы торговали всякой всячиной. Подобно Москве, были Т. ряды и в Новгороде, где находились в связи между собою лавки, предназначенные для продажи какого-нибудь одного товара: так, были ряды саадашный, где продавалось все, что касалось до вооружения; седельный, где можно было купить все, относящееся до верховой езды; серебряный, иконный, суконный, где были лавки богатейших гостей; книжный ряд, где сидели попы и дьяконы, и др. Ср. Н. Костомаров, "Очерк торговли Московского государства в XVI и XVII стол." (2 изд., СПб., 1889).
источник публикации