Новое на сайте

21.07.2017

Раритет в приоритете: как заработать на старых вещах

Большинство из нас стремятся освободить квартиру от ненужного хлама. И лишь немногие способны вещи с историей превратить в деньги. Как устроен бизнес рассказывают Макс Верник и другие известные антиквары....


06.07.2017

Ложный след: Истории подделок в мире искусства

Совершенствование методов экспертизы подлинности происходит параллельно с развитием способов экспертизы обойти. Результаты этой борьбы все чаще всплывают в новостных лентах, и мы собрали несколько громких историй в мире арт-«фальшака», чтобы убедиться: картина на стене музея — не обязательно то, чем она подписана....


12.06.2017

На блошиных рынках Москвы: кубинцы в поисках автомобильных запчастей

Кубинцы в поисках запчастей от советских автомобилей и тракторов 70-х стали частыми гостями московских блошиных рынков....


Вернисаж в Измайлово

РоссияМоскватекст34

Вернисаж в Измайлове — одна из интереснейших городских достопримечательностей. Главное достоинство ярмарки заключается в обширности ее ассортимента: тут и «типично русский» кустарный ширпотреб для приезжих, и образцы оветской материальной культуры для ностальгирующих, и нтиквариат для любителей и профессионалов, и, с позволения сказать, живопись для панельных новоселов. Даже бескорыстное блуждание по территории ярмарки в сочетании с озерцанием обещает массу впечатлений и знаний. 

В конце восьмидесятых группка спортсменов-борцов организовала торговлю матрешками на Арбате. Привлекли людей, завербовали ремесленников по всей России. Бизнес был полулегальным, поэтому место для деловых встреч с изготовителями выбрали потемнее и побезлюднее. Подходящим во всех отношениях оказался угол недостроенного Измайловского спортивного комплекса — пустырь в полукилометре от Института физкультуры. 

Для пущей конспирации Товарно-денежные контакты изготовителей матрешек с предпринимателями происходили в ночь с пятницы на субботу, а ранним утром все разъезжались по домам. 

Иностранцы, проживавшие в Измайловском гостиничном комплексе, приметили, что всякую ночь перед уикендом на стадионе вроде бы чем-то торгуют, но как-то несмело. В какой-то момент любопытство взяло верх над осторожностью. Интуристы вышли на разведку и обнаружили рынок кустарно-художественных изделий, где матрешки стоили в два, если не в пять раз дешевле, чем на Арбате. Стихийную торговлю периодически разгоняли власти, но спрос упорно возрождал рынок на прежнем месте. А в 1991 году появилась компания со странным названием — ООО «Вернисаж в Измайлово» (вернисаж — торжественное открытие выставки), и ярмарка стала легальной.

СТРУКТУРА 

Сегодня весь комплекс занимает 17 гектаров и располагается между стадионом и гостиницей, от Проектируемого проезда до Серебряно-Виноградного пруда. Территория делится на две независимые части: достраиваемый сейчас центр ремесел «Русское подворье» и собственно выставку-ярмарку. Ярмарка же состоит из антикварного ряда (на схеме №15), блошиного рынка (16), аллеи живописи (13), ярмарки ковров (10) и торговых рядов декоративно-художественных изделий — улиц ремесел. Улицы ремесел занимают половину всей ярмарки. Они протянулись от главного входа (1) на 195 шагов до лестницы (8) налево, на 230 шагов до перекрестка (27) направо и еще на 120 шагов до конца торговых рядов и здания администрации (28). 

Полезно знать, что плотность продавцов и покупателей вчетверо больше на отрезке от главного входа (1) до корабля «Божье предвидение» (8), поэтому попадать на вернисаж разумнее с Проектируемого проезда (29). Три четверти ярмарки работает только в субботу и воскресенье, с 8 до 18 часов, но зимой многие продавцы прекращают торговлю после обеда. За выходные ярмарку посещают до 10 тысяч человек. Иностранцы приходят в основном на улицы ремесел, а москвичи, наоборот, интересуются товарами блошиного и антикварного рынков. 

см. карту

АНТИКВАРНЫЙ РЯД

Общедоступный видимый ассортимент антикварного ряда рассчитан на покупателя со средним достатком. На обозрение выставлены: фарфоровая посуда, серебряные столовые приборы, малоценные иконы, бронзовое литье, медные кувшины-кастрюли-тазики-турки-сковородки, столетние шайки и черпаки для бани, собранные по деревням дальних уездов. Мне попались абсолютно новые кожаные бутсы с шестью вывинчивающимися шипами, произведенные в 1938 году фирмой Н. W. Moll Zeitz-Aue, за 250 долларов. Не мог, конечно, не привлечь меня и отполированный до солнечного сияния 15-килограммовый герб Советского Союза за 650 долларов. Если верить торговцу, отлит он был в 1935 году и до перестройки красовался на здании горсовета в Архангельске. Ненастоящих коллекционеров на антикварном рынке привлекают вещицы, сочетающие в себе известную долю раритетности с возможностью бытового применения. К таковым относятся серебряные столовые приборы производства конца XIX — начала XX века по цене 10-15 рублей за грамм. Набор из шести столовых ложек серебра 85й пробы обойдется в 4-5 тысяч рублей. Но если на ложках стоит клеймо мастера, то вдвое дороже. Например, «Губкинъ», а год, скажем, 1848-й. К этой же категории можно отнести фарфоровую посуду мануфактуры Кузнецова. Ее относительно много, состояние на удивление сносное, за набор из шести чашек с блюдцами просят 50 долларов. Бронзовые львы, быки, тигры и кабаны 30-40 сантиметров от хвоста до носа и весом три-пять килограммов стоят по 2-3 тысячи рублей, а за патефоны (в основном в рабочем состоянии) просят от двух тысяч рублей до пятисот долларов. Самую богатую коллекцию патефонов и граммофонов можно наблюдать на торговом месте №30. 

Есть в Измайлове и настоящие, дорогие вещи. Но их покажут не любому пришедшему на ярмарку. Надо иметь многолетние личные знакомства с продавцами или надежные рекомендации, чтобы увидеть дорогую «доску» (икону), скифскую золотую вещь из кургана либо трофейный кортик.

БЛОШИНЫЙ РЫНОК

Главная барахолка города хороша доступностью цен, непредсказуемостью ассортимента и вместе с тем ностальгической узнаваемостью предметов из прошлой жизни. Случайно встреченный мною на вернисаже мой школьный учитель физкультуры так объяснил цель своих регулярных посещений блошиного рынка: «Я попадаю во времена своей молодости. Тогда у всех были вот такие Деды Морозы (указывает пальцем), вот такие будильники, вот такие приемники и вот такие настольные лампы. А покупаю здесь спортивные кубки для коллекции, в среднем рублей по сто». Архитектор Света пришла сюда за елочными игрушками из папье-маше 60-х годов для подарков. «Уже нашла два десятка в великолепном состоянии, по 40-60 рублей, — рассказывает она. — А вообще здесь глаза разбегаются, много чего хочется. Вот купила красного пластмассового красноармейца со складывающимися руками и ногами за сто рублей. Такой у моей мамы в детстве был». 

Блошиный рынок устроен так, что любой пенсионер может прийти и поторговать своими антресольными ценностями. Торговое место два на два метра стоит 30 рублей в день. Здесь можно найти старые открытки и книги, брелоки, значки, монеты и статуэтки, коньки-гаги (150 р.), не раз подшитые валенки (50 р.), лаковые резиновые сапоги на высоком каблуке (150 р.), видавший виды динамо-фонарь (150 р.) и некогда дефицитную пельменницу с шестигранными отверстиями (100 р.). Приходить есть смысл с утра, пока антиквары не скупили лучшее, чтобы перепродать втридорога, либо к закрытию, когда замерзшие пенсионеры отдают вещи почти бесплатно.


АЛЛЕЯ ЖИВОПИСИ

В дальней части ярмарки, отделенная антикварным рынком и забором, лежит аллея, точнее, поляна живописи (13). Вдоль круговой и диагональных дорожек поляны расставлены стенды под козырьками с картинами и рисунками современных художников, продаваемыми ими же. 

Посетителей на поляне живописи немного. Художники стоят кучками, спасаются от холода регулярным выпиванием и бурной дружеской беседой. 

Да говорю, у меня Третьяк восемь штук купил! — кричит владелец всех мыслимых видов Москвы (холст, масло, 20x30 см).
А Валерий Чкалов что осталось не забрал? — ехидно спрашивает живописца бородатый акварелист, выставляющий по соседству речные пейзажи, умилительные рисунки аквариумных рыбок и букетов. 

Шедевры в Измайлово не завозят. Зато представлено огромное количество живописи, адаптированной к типичному вкусу московского обывателя, и разного рода подражаний. Больше всего вариантов на тему «Бульвара Капуцинов» Клода Моне. Ну и, конечно, хватает тут обнаженных красавиц с лицами Мэрилин Монро и в затейливых позах, а также лошадей, пасущихся на залитых вечерним солнцем лугах, видов собора Василия Блаженного и Кремля. 

Стоит все это великолепие в зависимости от размеров холста и амбиций исполнителя от одной до четырех тысяч рублей. Есть иnисключения: самые дорогие работы вернисажа стоят по 10 тысяч рублей и представляют собой фанерные листы с наляпанной на них краской, пришитыми с помощью шнурков кусками листового железа и приклеенным картоном (31). На вершине же популярности (больше всего голые бабы, инопланетяне со свиными мордами, распивающие возле своих летающих тарелок, и прочие веселые и немудреные сюжеты.

УЛИЦЫ РЕМЕСЕЛ

Прилавки этой части вернисажа ломятся от лакированного деревянно-расписного разнообразия. Есть все, что только может пожелать иностранная душа. Матрешки различаются количеством входящих друг в друга изделий (от 3 до 25), высотой самой большой куклы (от 3 до 70 см), манерой росписи и качеством лакировки. Стоят от 40 рублей до 300 долларов. За пасхальные яйца с лаковой миниатюрой просят в среднем от 150 до 1 500 рублей. Цену определяет качество миниатюры и размер основы: есть и маленькие, с куриное яйцо, и большие, как у страуса, 15-сантиметровые. 

Помимо этих якобы типично русских сувениров проезжающим предлагают богородскую игрушку, посуду из Гжели и Хохломы, жостовские подносы, павлово-посадские платки, янтарные изделия, хрусталь из ГусьХрустального и Дятькова, резные шахматы и шкатулки с лаковой миниатюрой. 

Подлинная ценность здешних лакер-боксов заключается в радости узнавания: а вот вам Палех, желаете Мстеру — пожалте, имеется и Холуй, и Федоскино. 

И какая разница — настоящее вам впаривают или приличную бутафорию? Цена-то какая подходящая: от 300 до 1000 рублей за вещь! Это вам не по 10 долларов за квадратный сантиметр росписи. Многих привлекают шахматы одного искусника из Орехово-Зуева (место №34). 

С нерусским тщанием резчик выполняет комплекты для воспроизведения сражений русских с тевтонцами, русских с татарами и красных с белыми (от 100 до 500 долларов за набор).

РУССКОЕ ПОДВОРЬЕ

Эта часть вернисажа — свидетельство прибыльности ярмарки и ее инвестиционной привлекательности. Строительство подворья закончено недавно, и в середине декабря оно будет открыто для широкого доступа. Если бы в Голливуде затеяли снимать фильм на тему жизни допетровской России, американские декораторы, скорее всего, построили бы что-нибудь аналогичное. По заверениям администрации ООО «Вернисаж в Измайлово», свой муляж Руси они строили шесть лет и потратили 20 миллионов долларов. 

Бревенчатая архитектурная фантазия даже имеет под собой основу — гравюру с изображением дворца царя Алексея Михайловича, пост роенного в XVII веке в селе Коломенском. 

После Нового года в «Русском подворье» закипит жизнь. В левой части крепости (22) откроется лицей «Данила-мастер». В этом учебном заведении взрослые и дети будут осваивать художественные ремесла (50 на выбор), а посетители подворья смогут наблюдать за трудом ремесленников в специальных показательных мастерских. Заработает также настоящий кузнечный двор (4). В правой части (23) планируются представительства и магазины всех российских художественных фабрик и мануфактур. В «царском дворце» откроется ресторан русской кухни, а деревянный храм Святителя Николая станет действующей церковью. 

С середины января начнут работать три экскурсионных маршрута по вернисажу и «Русскому подворью». 

Экскурсии двухчасовые, а брать за них будут около 200 рублей с россиянина и 20 долларов с иностранца.

Павел Орлов 


источник публикации
Странник - интернет-журнал о туризме, путешествиях, приключениях и многом другом



В конец страницы
На главную
Контакты


НаверхНа главнуюКонтактыВыставочная компания Эксподиум
Дизайн: SASHKA