Новое на сайте

«Блошиное» счастье

РоссияМоскватекст42

ВО ВСЕХ европейских столицах вы непременно обнаружите "блошиный рынок". Туристы и местные жители ходят туда не только за покупками. Городские барахолки красочнее и правдивее, чем солидные музеи, показывают лицо города, характер его обитателей. Порой на барахолках обнаруживаешь вещи исключительно редкие, каких нет ни в одной антикварной лавке. А иногда там можно приобрести что-нибудь на самом деле полезное, причем за откровенно смешную цену. Ни одна столица Европы барахолок не стесняется и, наоборот, относит их к числу своих достопримечательностей. Например, амстердамский "блошиный рынок" расположен практически в центре города, а на парижский "a la puce" (дословный перевод — "у блохи") регулярно наведывается местная богема.

В Москве до последнего времени была Тишинка, куда народ съезжался со всего города, чтобы по дешевке купить срочно понадобившийся в хозяйстве предмет, продать или даже обменять (и такое практиковалось) ненужную одежду или утварь. Несколько лет назад Тишинку ликвидировали, и сейчас там возвышается ослепительный супермаркет. 

Официально - нельзя 

ПОЧЕМУ же в других столицах "блошиные рынки" есть, а Москве не положено? В Департаменте потребительского рынка и услуг к моему вопросу отнеслись скептически. В городе и так уже 235 рынков (едва ли не больше всех в Европе), не хватало еще только "блошиного". Впрочем, предложения организовать в столице "Рынок старых вещей" не раз выдвигались и даже были попытки узаконить барахолку в районе Преображенского рынка, но желающих спонсировать такие сомнительные,
с точки зрения столичной респектабельности, проекты не нашлось. Считают, что для города это слишком дорогое удовольствие, и не факт, что оно окупится. С пенсионеров (как показывает опыт, именно они являются основным "штатом" городских "блошиных" развалов) много не соберешь. А по новым Правилам работы рынков г. Москвы, утвержденным в мае 1998 года, любой рынок, независимо от своего профиля, должен иметь ограду, специальные "торговые объекты" (лотки,
палатки, склады и проч.), туалеты, а также "рекламно-художественное оформление". Правда, согласно тем же правилам, на каждом городском рынке "резервируется не менее 10% от общего количества торговых мест, которые на льготных условиях предоставляются отдельным категориям населения". Но вряд ли старушка, торгующая поношенным пальтишком или старой посудой, может составить конкуренцию матерому челночнику, чей лоток увешан лоснящимися турецкими дубленками. 

А неофициально - можно? 

НО ТО, что не разрешено официально, обычно возникает в разных районах города как-то само собой. Загляните в Измайлово — здесь сегодня стихийно возникла мини-мекка столичных старьевщиков. В выходные во второй половине дня (утром торговцев усиленно гоняет милиция) дорога от метро к вернисажу "застелена" товаром. А на самом вернисаже выделили небольшую площадку, где пенсионеры могут, не платя за аренду, торговать своим старьем. Единственная проблема — мест очень мало, старьевщиков не любят. А зря. Сувениры из нашего прошлого — не менее ценные, чем меховые ушанки, хохлома и новенькие матрешки. В каждом москвиче эти странные, часто очень знакомые вещицы будят массу воспоминаний, и иностранцам (на кого, в первую очередь, и рассчитан измайловский вернисаж) интересно — подобного они уж точно нигде не увидят. Например, в эти выходные я там обнаружила старинный бинокль, в который, как клятвенно заверял продавец, "сам Борман смотрел". Медный чайник, в котором "бабушка морковный чай варила". Шланг для самогонного аппарата по цене 5 руб. за метр. Отменную настенную (!) кофемолку с корпусом из гжели всего за 30 руб., шелковые перчатки, настолько древние, что их, если верить владельцу, надевала еще Екатерина Вторая, детскую швейную машинку — на точно такой же я, будучи ребенком, пыталась сшить кукле платье. А поодаль жался от пронизывающего ветра худенький человечек в залатанном плаще. Он разложил на газете целый ворох старых игрушек и пуговиц по 50 коп. за штуку. По соседству торговала старушка чугунными сковородками эпохи коммуналок…

"Блошиный рынок" — такая же неотъемлемая часть городской среды, как музеи и шикарные магазины для богатых. Во-первых, это способ избавиться от старых, но еще пригодных вещей, да и подзаработать на этом — комиссионок-то в городе почти не осталось. (А москвичи по своей природе большие барахольщики: загляните на свои антресоли.) Вовторых, барахолка — музей города под открытым небом. Он заведомо обречен на популярность, а содержание его обходится гораздо дешевле, чем обычного музея. А чтобы городу от этой оригинальной достопримечательности хоть что-то перепадало, с посетителей за вход можно брать символическую плату. 

Светлана Кольчик

источник публикации
Аргументы и Факты, 21.10.98г. № 43



В конец страницы
На главную
Контакты


НаверхНа главнуюКонтактыВыставочная компания Эксподиум
Дизайн: SASHKA