Новое на сайте

Барахло для эстетов

Научные публикацииБарахло для эстетов
Разговор о форматах торговли часто обходит стороной одно из самых ярких явлений этой сферы – блошиные рынки. Зато упоминания о них в прессе и блогах появляются в развлекательных рубриках и представляют собой рекомендации о том, где и как можно хорошо провести время. Сюда, в частности, относятся перечни в духе «Топ-10 лучших блошиных рынков в мире». На американских ресурсах также нередко можно встретить призывы работать торговцем на блошином рынке – с подробными описаниями достоинств такой работы и советами, как лучше устроить дело. Наконец, встречаются исследования – тоже преимущественно американские, - посвященные обычно их социокультурной специфике.


In London, England, the New Caladonian Market (aka Bermodsey Market)
Фото: www.ratestogo.com/blog/best-flea-markets

Согласно распространенной версии, термин «блошиный рынок» (flea market, marche aux puces) восходит к парижским рынкам конца XIX в., где торговали старыми вещами, в частности одеждой, вместе с которыми покупатель приобретал изрядное количество блох. Сейчас существует множество различных форматов, в которых можно сбывать и приобретать подержанные вещи. Помимо традиционных рынков, которые работают регулярно и зачастую расположены в одном и том же месте, существуют, например, так называемые car boot sales (распродажа из багажника), особенно распространенные в Великобритании и Австралии; yard sales (распродажа во дворе), популярные в США; swap meets – иногда это выражение также используется как синоним «блошиного рынка» - обычно разовые локальные коллективные мероприятия, посвященные торговле и обмену старыми вещами.

Блошиный рынок в современном понимании обычно предполагает регулярность, развлекательность (его часто определяют не столько как место торговли, сколько как «мероприятие») и отсутствие установленных цен, то есть возможность поторговаться и приобрести что-то дёшево. Представленные там товары необязательно старые или подержанные. Скажем, в США многие производители используют блошиные рынки, чтобы продвигать свою продукцию, предлагая купить ее со скидкой. Под продукцией понимается что угодно – начиная с продуктов питания, заканчивая автомобилями. Кроме того, некоторые торговцы блошиных рынков выступают посредниками между производителями и покупателями (чаще всего в случае с промыслом и рукоделием, когда они закупают соответствующие изделия у мастеров и продают их на рынке).

Основной массив товаров, тем не менее, представлен старыми вещами, в том числе коллекционными, хотя еще не антикварными. Граница между антиквариатом и коллекционными товарами, впрочем, довольно зыбкая, так что в разных обстоятельствах торговцы представляют товар в наиболее подходящем для ситуации формате. В частности, недорогие коллекционные товары на блошиных рынках периодически закупают владельцы антикварных лавок и продают их потом у себя гораздо дороже.

Есть люди, которые посещают блошиные рынки специально для того, чтобы найти там вышедшие из употребления предметы и выяснить их назначение. В дизайнерском колледже Университета Торонто один преподаватель ведет целый курс, посвященный таким вещам. Одним из важных источников материала для своих лекций он считает блошиные рынки.

С распространением Интернета появилось выражение «онлайновый блошиный рынок» (online flea market), которое применимо практически к любому сайту, где предлагаются подержанные вещи (в частности, к аукционам вроде eBay). С настоящим блошиным рынком такие сайты роднит дешевизна и возможность приобрести старые товары, в частности те, которые уже сняты с производства. Но в этом случае отсутствует одна существенная характеристика блошиного рынка – «развлекательность», за счет которой его относят к мероприятиям.

Развлекательность формируется за счет непосредственного общения с продавцом, не связанного напрямую с приобретением товара, спонтанность покупок, возможность подержать вещи в руках, не покупая их, возможность встретиться и провести время со знакомыми (для тех, кто регулярно посещает блошиные рынки). Компромиссный вариант в этом случае – сайты некоторых развитых блошиных рынков, где можно ознакомиться с ассортиментом и иногда приобрести товар онлайн.
Блошиные рынки можно условно разделить на два типа: старые, не в последнюю очередь представляющие собой туристическую достопримечательность, и новые, которые возникают потому, что такая форма торговли популярна среди местного населения.

К первому типу можно, например, отнести парижские блошиные рынки, которые ценят, прежде всего, за старину, традиционность и большой выбор причудливых товаров (пустые консервные банки из-под советской икры, например).

К рынкам нового образца можно отнести некоторые американские – в Нью-Йорке, скажем, в последние годы появилось несколько больших блошиных рынков. Новые рынки значительно отличаются от своих исторических предшественников. Они обычно находятся в крытых помещениях, при них есть кафе, парковки, разнообразные развлечения (в том числе телеэкраны, на которых можно смотреть видео); там можно расплачиваться пластиковыми картами, а все желающие включаются в электронную рассылку и получают уведомления о новшествах. Они начинают всё больше напоминать торговые центры, и некоторые посетители усматривают в этом недостаток, потому что, во-первых, утрачивается любимая многими атмосфера рынка, а во-вторых, дорожает аренда торговых мест и, соответственно, товары. Бывают также кочующие (например, в пределах штата) рынки. Узнать о расписании и географическом положении мероприятий можно на соответствующих сайтах.

В США блошиные рынки появились в середине 1950-х гг. и с тех пор их популярность стабильно возрастала. С 1980-х гг. начали регулярно появляться исследования этого феномена, хотя даже авторы работ, опубликованных в конце 2000-х гг., жалуются, что по их теме написано очень мало, а материал слишком обширный.

В середине 1980-х гг. социокультурное обследование блошиных рынков предпринял маркетолог Джон Шерри (John F. Sherry Jr.). Он долгое время собирал данные по разным рынкам, причем ради точности наблюдений сам выступал в роли то покупателя, то торговца. Статья по итогам исследования была опубликована в 1989 г. Для описания феномена блошиного рынка, он использовал двухмерную модель, в которой разделил разные явления, пользуясь осями: «формальное – неформальное» и «экономическое – праздничное». Сочетание неформальности и праздничности дает близкие рынкам уличные представления, карнавалы и местные гуляния. Сочетание формальности и праздничности – организованные развлечения и аукционы. Сочетание экономическое-формальное – фондовые биржи и супермаркеты. Наконец, сочетание экономическое-неформальное напоминает о близкой практике торговли старыми вещами во дворах и феномене теневой экономики.

Проводились и более прикладные исследования, основанные на сопоставлении распространенных представлений о современных блошиных рынках с фактическими данными. В конце 1998 г. был опубликован отчет об исследованиях Марты Макенэлли (Martha R. McEnally) из Университета Северной Каролины. Результаты показали, например, что
среди посетителей блошиных рынков нет отчетливо преобладающих специфических групп населения, тогда как считалось, что туда за покупками приходят преимущественно малообеспеченные пожилые люди.

Напротив, людей старше 65 лет было сравнительно меньше, чем прочих, и в основном это были представители слоев с высоким уровнем дохода. Среди покупателей можно было выделить группу людей, которые регулярно посещают несколько блошиных рынков в поисках коллекционных и антикварных товаров. Главной привлекательной чертой блошиных рынков оказалось разнообразие товаров и многочисленность торговцев, в то время как повышение комфортности многие воспринимали отрицательно.

Популярность блошиных рынков, по мнению автора исследования, не в последнюю очередь связана с желанием участников дистанцироваться, с одной стороны, от практики покупок в торговых центрах, где продавцы мало знают о своем товаре и не заинтересованы в живом общении с покупателями, а с другой стороны, от распространяющейся практики онлайн-покупок. При этом популярность блошиных рынков никак не сказывается и не скажется на популярности более конвенциональных форм торговли, так как они предлагают преимущественно вышедшие из употребления товары и воспринимаются как способ проведения досуга, в то время как за новыми вещами люди всё равно будут обращаться в магазины.

Источник информации: информпортал Полит. ру





В конец страницы
На главную
Контакты


НаверхНа главнуюКонтактыВыставочная компания Эксподиум
Дизайн: SASHKA