Винтажная мода - побег в прошлое
Два года назад наша газета беседовала с Русланом Саидовичем Валибековым (Вали). Руслан Вали родился и вырос в Санкт-Петербурге, сейчас живет и работает в Канаде. Окончив исторический факультет МГУ и защитив кандидатскую диссертацию, он неожиданно для многих оставил классическую историю и "переквалифицировался" на историю моды.
В этой области, как он уверен, у него нет вынужденной необходимости врать в угоду власть предержащим, которые переписывают и перекраивают историю так, как им угодно. Сегодня Руслан Вали автор двух монографий и нескольких сотен статей по истории моды, написанных на французском языке.
В этой области, как он уверен, у него нет вынужденной необходимости врать в угоду власть предержащим, которые переписывают и перекраивают историю так, как им угодно. Сегодня Руслан Вали автор двух монографий и нескольких сотен статей по истории моды, написанных на французском языке.
Наша сегодняшняя беседа посвящена одному из самых востребованных на сегодняшний день направлений в моде - винтажу. Почему именно ему? Потому что стилей в моде очень много, и у каждого находятся свои ярые приверженцы и противники. Но, пожалуй, только против винтажа не находится каких-то существенных аргументов, он так или иначе нравится всем. И если полностью свой гардероб в этом стиле могут собрать лишь немногие, то уж одну, две вещицы имеет, наверное, каждая женщина. И даже некоторые мужчины, ибо винтаж не знает разграничений на пол и возраст.
- То, что винтаж - практически самое модное сегодня направление, ни для кого уже не секрет. Но существует одно "но": очень многие не понимают самого термина, путаются в таких близких к винтажу понятиях, как ретро и антиквариат. Поэтому давайте начнем нашу беседу с терминологического ликбеза.
- Да, ликбез необходим, потому что слово "винтаж" употребляют к месту и не к месту. Часто можно услышать даже замену слов "стильно", "гламурно" на слово "винтажно"! Другая ошибка - приравнивать определение "винтажная вещь" к определению "старая вещь". Смысл понятия "винтажный" - в том, что это слово обозначает не любую вещь из прошлого, а лишь ту, в которой четко просматривается "писк моды" тех времен. Иными словами, винтажная вещь - это модный тренд прошлых лет, самые выдающиеся, знаковые предметы какой-либо эпохи, ультрамодные в свое время. Например, винтажные очки шестидесятых - очки, как на Шурике из "Кавказской пленницы", а не любые очки того десятилетия. Винтажные джинсы восьмидесятых - не любые, а исключительно "варенки". А винтажные джинсы семидесятых - только клеш.
Если сравнивать ретро и винтаж, то может помочь такое определение: ретро - это стиль предмета (от латинского слова retro, т.е. "назад", "обращенный к прошлому", "ретроспективный"), винтаж же чаще всего - его состояние, то есть проверенная временем, "выдержанная" вещь (термин из виноделия: вино урожая определенного года), сделанная давно, а не сегодня по старым лекалам.
Но вообще винтаж - это все-таки подвид ретро, ретро - понятие более широкое. К ретро можно причислить все без исключения старинные и устаревшие предметы, винтаж же - лишь выдающиеся вещи прошлых лет (и то лишь те, которые вновь используются). Еще надо отметить, что многие историки моды утверждают, что винтажная вещь - та, которая не моложе двадцати лет и не старше шестидесяти-семидесяти, то есть выпущена не ранее 1950-1940 годов. Я с этим не согласен. Винтаж - это все-таки не возраст, а "писк", тренд своего времени. И обязательно аутентичный. И еще один важнейший момент. Есть "винтаж" и "стиль винтаж". Есть "ретро" - и "стиль ретро". Первое - аутентичные предметы. Второе - современная стилизация, иногда с использованием аутентичных деталей и аксессуаров.
Что касается антиквариата, то этот термин, скорее, характеризует предметы - картины, скульптуры, приборы, но не одежду. Это художественно-исторический термин, применяемый для описания различных категорий старинных вещей, имеющих значительную ценность. Самое главное - понимать, что не любая старая вещь - антиквариат, а только та, что имеет культурную и историческую ценность. Например, стулья Гамбса будут считаться антикварными, только если сделаны на заказ очень маленькой партией. Комод будет считаться антикварным, если это комод Булля, или если декорирован инкрустацией, полудрагоценными камнями или драгоценными металлами, а не просто комод из деревенского бабушкиного дома.
- Сколько примерно лет моде на винтаж?
- Лет? Не лет - столетий! Многие ошибочно думают, что мода на винтаж пришла буквально вот-вот, что только недавно возникло это удивительное поветрие - покупать и собирать платья, которым двадцать, тридцать, сорок лет и которые сделали выдающиеся дизайнеры прошлого, а также аксессуары наших мам и бабушек - сумочки, шляпки, туфли, перчатки, броши, бусы и т.д. На самом же деле интерес к старой одежде существовал всегда, просто раньше не пользовались термином "винтаж", этот термин - в отличие от стиля - как раз новый, раньше в моде было другое название - "ретро". И то, как я уже сказал, винтаж - новый термин лишь в области моды. Историки моды знают, что и в восемнадцатом веке была тенденция носить платья, которым сто лет. Более того, многие даже кичились своими "устаревшими" взглядами, называли современную моду "безвкусицей", "извращением", а то и "исчадием ада". На протяжении же всего девятнадцатого века все стили в одежде лишь повторяли прошлое: ампир копировал античность, романтизм внедрял мотивы средних веков, Ренессанса, второе рококо копировало первое рококо, затем второе барокко - первое и т.д. кроме этого, существовали всевозможные псевдостили - псевдороманский, псевдорусский, и так до модерна. В девятнадцатом веке люди с удовольствием не только собирали античные вещи - мебель, картины, приборы, предметы быта, посуду, светильники, но и распарывали безбожно устаревшие платья восемнадцатого столетия, чтобы перекроить их и сотворить более современные наряды. Очень модны были и старинные ювелирные украшения, веера, кружева. Вообще кружево в девятнадцатом веке - это целый пласт для исследователя, можно сказать, отдельная тема. Не было такого сезона, когда модницы не носили бы винтажного кружева прошлых лет, будь то Шантиньи, брабантское, вологодское кружево или венецианский гипюр.
Весьма ценилась и старинная обувь, которую, правда, чаще использовали на балах или маскарадах, нежели как повседневную. Оно и неудивительно, если учесть, что сохранность обуви гораздо меньше, чем сохранность одежды. Поэтому если удавалось достать что-то старинное, то носить такую обувь каждый день было бы просто кощунством. Ведь и сейчас подлинный винтаж - не повседневная одежда. - Если винтаж - не выдумка наших дней, то и она должна подчиняться цикличному закону моды?
- Совершенно верно, и винтаж подчиняется этому закону. В прошлом веке эта мода приходила уже дважды. В первый раз - в конце тридцатых, перед Второй мировой, сразу после коронации английского короля Георга VI. Тогда винтаж буквально покорил всю Великобританию, модницы с наслаждением носили викторианские платья, пользовались шляпками, сумочками, перчатками, другими винтажными вещицами. Но опять же обращу ваше внимание - без использования этого термина, данный период в моде называется неовикторианским. Второй раз это было в эпоху хиппи, в шестидесятые, когда в моду пришло ретро. И у того ретро тоже были свои "волны" - начиная от двадцатых (арт- деко), тридцатых, даже сороковых, если говорить о моде на платформу, которая стала популярна в семидесятые именно с легкой руки моды на винтаж.
- Но тогда получается, что любой виток моды с возвратом старых стилей, старых идей и силуэтов, переработанных по-новому, можно назвать винтажем?
- В принципе, да, можно, но опять-таки с одной очень важной оговоркой: винтаж - это все-таки аутентичные, подлинные вещи, а витки моды - это новые вещи, сделанные под влиянием стилей прошлого в стиле винтаж.
- Почему популярность винтажа (да и ретро) так сильна в наши дни?
- Да потому, что вся мода сегодняшнего времени - исключительно ретро. И я имею в виду не только моду на одежду, но и на все остальное: на интерьер, на автомобили, на мебель, предметы быта и т.д. Объяснение очень простое: все уже давно придумано, и сегодня практически не найти ни одного кутюрье, который бы создал бы кардинально новый крой, новую тенденцию, новую линию... Подлинно новыми могут являться только материалы, из которых это создается - начиная от новых синтетиков и кончая такими материалами, как шоколад, бумага, полиэтилен, пивные замочки и тому подобное. Кутюрье изощряются именно от бессилия. Человечество уже давно не смотрит в будущее, а только лицезрит свое прошлое, любуется им. Ему нравится отражение былого, старого доброго ретро, потому что нынешнее время оказалось очень уж опасным, убийственным... К сожалению, мы уже сами признаем, что без войны жить просто не в состоянии. Разучились, что ли? Поэтому-то прошлое и кажется более мирным, более безопасным. И хотя не таким уж и мирным оно было на самом-то деле, память человеческая избирательна, нам запоминается только самое доброе, самое светлое... И мы убегаем в прошлое, прячемся в него, как в норку, безопасную, теплую, уютную...
Еще одно объяснение моде на прошлое заключается в том, что прошлое - это, как ни крути, наша молодость. А в молодости все было по определению лучше: и мы сами, и окружающая действительность, и трава, которая зеленее, и небо, которое голубее...
- Прошлое - это романтизм. Так нам кажется...
- Да, в современном мире романтизма - естественного романтизма, я имею в виду, - просто нет: сумасшедший век, сумасшедшие скорости... Не до романтики! А хочется! И такой желанный многим романтизм обнаруживается именно в моде прошлого. С другой стороны, любовь к винтажу, к прошлого суть любовь к индивидуальному. Не похожему ни на что массовое. Наденете старинное платье, бабушкину шляпку, обнаружите на чердаке старую сумочку, пусть местами и потертую, - и можете быть уверены, что второго такого наряда вы не встретите ни на одной самой модной тусовке. Люди уверены, что собирая винтажные вещи, они приобщаются к более элитарной жизни, жизни бабушек-прабабушек. Ведь раньше было лучше по определению! Сейчас в моде продолжают оставаться платья шестидесятых, многие даже специально приезжают за такими вещами в Париж в знаменитую галерею Дидье Людо в Пале-Рояль. Достаточно посмотреть на Первую леди Азербайджана, чтобы убедиться, как это красиво! Впрочем, вряд ли она носит только винтаж, там, скорее всего, работают шикарные стилисты, создающие новые вещи в стиле старых. Плюс ее собственный вкус. Ведь носить вещи прошлого, пусть даже из новых материалов - это надо уметь!
- А как быть с утверждением, что на старой вещи может быть отрицательная энергия? Так, по крайней мере, утверждают эзотерики.
- Я, в принципе, уважаю законы биоэнергетики, эзотерики, и все, что касается отрицательной энергии чужих вещей - оно имеет место. С одной стороны. С другой, в старые времена, когда люди знали гораздо больше об окружающем мире, пользовались бытовой магией, вещи передавались по наследству. И никто этого не боялся. Может, просто умели отличать хорошую с точки зрения энергий вещь от плохой. Но что стоит и нам этому научиться? Возьмите в руки вещь, закройте глаза, почувствуйте ее... В принципе, это может получиться у любого более-менее тонко чувствующего человека. Если вещь вам нравится, если вызывает какие-то теплые чувства - пользуйтесь ею смело! Если боитесь - то окропите святой водой, проведите еще какие-нибудь манипуляции, в Интернете сейчас много советов, как обезопасить себя с этой стороны.
Но есть еще один момент: каждая винтажная вещь несет не только энергию старой хозяйки, точнее даже, не столько ее, сколько энергию, труд того человека, который создал этот удивительный предмет, который обязательно ручной работы. И эта энергия, как правило, добрая.
- Сколько может стоить подлинное винтажное платье?
- Настоящее винтажное, а не стилизованное под винтаж, платье известного кутюрье может стоить от 700 до 1500 евро, а некоторые модели стоят еще дороже, особенно если вещь принадлежала какой-нибудь известной актрисе. Такая вещь стоит безумных денег, но люди, профессионально собирающие винтаж, знают, где найти ее не так дорого, как обойти препоны всевозможных наценок специальных галерей, торгующих такими вещами, или аукционов. - А как вы считаете, почему именно тот или иной период заново входит в моду?
- В процессе образования модных тенденций существуют некие как бы математические схемы, которые и называют "модной спиралью". Виток этой спирали примерно равен жизни одного поколения. Мода, как мы много раз убеждались, всегда возвращается - раз в двадцать пять, тридцать лет, следующий виток - раз в пятьдесят лет, потом - через сто лет. Поэтому как только проходит четверть века, новое поколение видит огромное очарование в вещах своих бабушек и дедушек. Вещи родителей им кажутся старьем, а вот бабушек - самое то. Поэтому вовсе неудивительно, что в конце шестидесятых в моду вошли двадцатые, а в семидесятые все с упоением носили вещи тридцатых, а в восьмидесятых - моду сороковых вместе с ее платформами и громадными подкладными подплечниками и рукавами "летучая мышь". Кстати, эта мода опять возвращается.
- Это мы говорим о возвращении стилей, когда из новых тканей создаются вещи "под старину". А что касается винтажа?..
- Что касается винтажа, то в наши дни цикл другой. Мы уже не располагаем таким количеством винтажной одежды двадцатых и тридцатых - слишком далек от нас этот период, а вот шестидесятые, а особенно восьмидесятые - гораздо ближе. У многих завалялось огромное количество вещей того периода, которые совершенно не износились, но очень быстро вышли из моды. И эти вещи можно купить, достать не только на рынках США, Западной Европы, но и в Баку, и носить с не меньшим удовольствием. В основном "поставщиком" этой моды являются магазины секонд-хэнд, где зачастую распродаются не ношенные, а просто морально устаревшие вещи, в свое время не реализованные магазинами и пролежавшие в каких-то "закромах" целые десятилетия. В свой последний приезд я в таком магазине купил целую пачку капроновых чулок шестидесятых и начала семидесятых. Одному Богу известно, как сохранились они за полвека!
- Вы собираете старые предметы одежды?
- Нет, не собираю, и среди моих коллег таких любителей нет, я их купил исключительно ради дизайна упаковки. Сейчас так не делают! Да и стоили они всего по полманата, потому что никому, в принципе, не нужны. Чулки сейчас никто не носит. Не умеют, да и не с чем - поясов-то не выпускают. Если только в секс-шопах, но их в Баку, сами знаете... Все заполонили колготки. Оно, конечно, удобнее, но чулки - это так романтично! Однако чулки шестидесятых - это, скорее, исключение. Гораздо проще купить в сэкондах вышедшие из моды пиджачки восьмидесятых, кожаные куртки того же периода, благо такого "добра" в сэкондах навалом.
- Получается, что люди вносят в моду все, что только еще возможно?
- Ну, не совсем... С огромным, наверное, удовольствием поклонники винтажа носили бы подлинные платья ампир, только их нигде не найти, кроме дорогущих аукционов, поэтому повальной модой мода на винтажный ампир никогда не станет. Мода только тогда имеет широкое хождение, когда продажа определенных вещей соответствует количественному спросу. Если спрос велик, а предложения нет, то нет и распространения. К сожалению, век настоящего винтажа крайне скоротечен, потому что все винтажные вещи - гораздо более нежные, чем те, что делаются сейчас: полиэстер, акрил тогда не использовали, застежки были более хрупкие. Одежда прошлого практически всегда сделана из натуральных материалов - шелк, бархат, муслин, батист, шифон, кружево, т.е. все то, к чему требуется не только специальный подход, но и очень бережный уход, грамотная чистка и стирка, бережное отношение в повседневной жизни, правильное хранение... И поэтому вполне естественно, что многие винтажные вещи радуют нас лишь в течение нескольких дней - и пятно не удастся вывести, и шов может разойтись, и ткань расползтись. Буквально под руками. Коллекционеры - так те вообще против того, чтобы люди носили винтажную одежду: ведь это убивает ее окончательно и бесповоротно! Если картин, мебели, посуды и других предметов прошлых веков на планете еще предостаточно, но тканей, мехов так мало, что пора заносить их в специальную "Красную книгу моды". Историки моды и культурологи вообще против, чтобы винтажные вещи уходили в частные руки, таким вещам место исключительно в музеях. Так что ампирные винтажные платья - практически недостижимая мечта.
- Но ведь никто не отменял возможность сшить такие платья из старых тканей или из тканей, напоминающих старые?
- Да, но это будет уже не винтаж в строгом смысле слова, а стилизация под винтаж. Но все равно это будет красиво. Стилизация также по праву занимает место в нашем гардеробе и в коллекциях современных модельеров. Вам ведь не обязательно носить платье, которое носила Одри Хепберн или Грета Гарбо? Вам хочется повторить ее образ. Гораздо проще достать подлинно винтажный аксессуар - шарф, платок, пояс, сумочка, ремень, бумажник, перчатки, кружево или что-то иное. Все это великолепно сочетается с современной одеждой, особенно если учесть, что практически вся современная одежда - это сплошь ретро.
- Но где все это взять?
- Если есть деньги - на аукционах, в галереях, но если ни там, ни даже в сэкондах нет, то поройтесь в сундуках у своих бабушек. Там иной раз та-акое можно обнаружить! Наши бабушки - в отличие от нас - вышедшую из моды или просто надоевшую одежду не выбрасывали. В крайнем случае, спарывали пуговички, кружавчики, тесемочки - и опять же складывали.
Что касается секондов, блошиных рынков, то не нужно их бояться! Если вам претит покупать вещи "с чужого плеча" - из-за повышенной брезгливости, так не покупайте! Там вполне достаточно вещей совершенно новых, ни разу не надеванных, которые попали в эти магазины из сток-центров Европы, Америки, куда, в свою очередь - из магазинов, которые не смогли распродать сезонную коллекцию. Среди них попадаются очень оригинальные вещи, сшитые из отличных натуральных тканей. Тканей вполне винтажных - что по расцветке, что по составу.
Кроме одежды, в секондах очень часто продаются шторы и скатерти, а в умелых руках - это просто находка! Скатерти очень часто делались льняными, смесовыми - лен с хлопком или лен с лавсаном - чтобы лен не мялся. Не менее часто по краям скатертей (и скатерок) пришивались кружева ручной работы или машинной, но очень хорошей. Не брабантские, конечно, но, тем не менее, очень красивые. Как правило, хлопковые. Иногда даже вологодские, елецкие. Их можно отпороть и пришить к юбке, блузке или платью. Не говоря уже о различных кружевных салфетках и салфеточках. Кроме этого салфеточки бывают и вязаные, и плетеные - в стиле кружев на коклюшках. В умелых руках это опять же находка.
Встречаются и очень оригинальные вышитые скатерти и салфетки. Вышитые в совершенно разных стилях: и крестиком, и в технике ришелье, и гладью белым по белому или серым по белому в сочетании с тем же ришелье.
Можно обнаружить и очень интересный тюль. Не надо думать, что тюль - это только то, что предлагают в салонах: этакий капроновый турецкий вариант с аляповатыми цветами и крупным рисунком. Тюль бывает и из цветной органзы (причем цвета иной раз всего спектра - от густо-синего до ярко-красного), из батиста, зачастую с вышивкой "шитье" по краю типа купона. Встречается и гипюр, и кружевной тюль, точнее, небольшие занавесочки. Из них могут получиться прекрасные кружевные перчатки. Или даже юбка - если размер отреза позволит.
В магазинах секон-хэнд можно обнаружить даже индийские сари! Шестиметровые отрезы с купоном с типично восточным орнаментом (типа буты) или нейтральным узором. Как правило, такие сари - из чистого хлопка, а то и из шелка-сырца. Встречаются и шали - тоже восточные, привезенные из арабских стран. Кроме этого бывают и комплекты типично арабского одеяния - галабея в паре с шальварами. Эти комплекты шьются из тончайшего хлопка или шелка, часто с вышивкой, которую тоже можно приспособить на винтажное платье.
Кроме этого, в секонд-хэндах продаются и просто отрезы тканей, как правило, немодных. Но нам-то ведь именно такие ткани и нужны! Встречаются буквально копеечные вещи, украшенные стеклярусом, бисером, всевозможными пайетками. В отличие от современных бисера и стекляруса на старых вещах эта отделка - настоящая. То есть сделанная из качественного стекла (а не из пластика), хорошо отполированного и богатых или - наоборот - приглушенных оттенков. А что может быть лучше пожелтевшей от времени кофточки с кружевом? Кофточку - на тряпки или поделки в стиле винтаж, кружево - на винтажное платье. И вы - самая красивая. Кстати, ночные сорочки, комбинации (мы уже забыли, что это такое!) или пеньюары - такой же кладезь для аутентичных старинных тканей и кружева. А про пуговицы можно вообще не говорить! Особенно про перламутровые. Нужно только не лениться и перелопатить груды копеечных сорочек, сваленных в неаппетитную кучу.
- Я помню, как недавно попыталась поискать в магазинах пуговицы из настоящего перламутра. Тщетны были мои усилия! Пуговицы - какие хочешь, их буквально навалом: белых, с "перламутровым" отливом, чешских, итальянских, турецких... Но к перламутру они имели такое же отношение, как картина Микеланджело к наскальным рисункам племени Тумбу-Юмбу.
- К сожалению, вы правы, чисто перламутровые пуговицы практически перестали выпускать. А на блошиных рынках и в секондах можно найти любые пуговицы: деревянные, костяные, текстильные - из скрученных шариком шнуров, сутажные, обтянутые тканью. В общем, секон-хэнд - поистине находка для тех, у кого руки растут откуда нужно и работает фантазия. Но особо заморачиваться тоже не стоит. Потому что собрать свой гардероб полностью из винтажных вещей просто нереально. Многие модницы, которые думают, что они любят винтаж, на самом деле просто собирают несколько разностильных предметов: горжетку тридцатых, шляпку с вуалью сороковых, сумочку-клатч пятидесятых (кстати, клатч - типичный путешественник во времени, но на каком пике популярности!), и думают при этом, что это и есть реинкарнация прошлого. Нет! Они ведь не слушают музыку той эпохи, не ходят в старинном белье и не спят на старинной кровати. Так что три-четыре винтажных предмета - еще не значит воссоздание полностью всей аутентичной обстановки.
- С другой стороны, идя по улице в винтажном платье, вы же не повесите себе на грудь табличку: "А еще у меня дома стоит старинная кровать с балдахином, а по вечерам я слушаю Вертинского".
- Да, вы идете в винтажном платье, и все вокруг понимают: вот идет дама со вкусом. Но если вы все-таки смешаете платье с типичным узором семидесятых (подлинное или стилизованное) с модными нынче балетками, то это будет просто смешно! Поэтому, чтобы одеваться в стиле винтаж со вкусом, изучайте историю моды. Оно всегда полезно!
- То, что винтаж - практически самое модное сегодня направление, ни для кого уже не секрет. Но существует одно "но": очень многие не понимают самого термина, путаются в таких близких к винтажу понятиях, как ретро и антиквариат. Поэтому давайте начнем нашу беседу с терминологического ликбеза.
- Да, ликбез необходим, потому что слово "винтаж" употребляют к месту и не к месту. Часто можно услышать даже замену слов "стильно", "гламурно" на слово "винтажно"! Другая ошибка - приравнивать определение "винтажная вещь" к определению "старая вещь". Смысл понятия "винтажный" - в том, что это слово обозначает не любую вещь из прошлого, а лишь ту, в которой четко просматривается "писк моды" тех времен. Иными словами, винтажная вещь - это модный тренд прошлых лет, самые выдающиеся, знаковые предметы какой-либо эпохи, ультрамодные в свое время. Например, винтажные очки шестидесятых - очки, как на Шурике из "Кавказской пленницы", а не любые очки того десятилетия. Винтажные джинсы восьмидесятых - не любые, а исключительно "варенки". А винтажные джинсы семидесятых - только клеш.
Если сравнивать ретро и винтаж, то может помочь такое определение: ретро - это стиль предмета (от латинского слова retro, т.е. "назад", "обращенный к прошлому", "ретроспективный"), винтаж же чаще всего - его состояние, то есть проверенная временем, "выдержанная" вещь (термин из виноделия: вино урожая определенного года), сделанная давно, а не сегодня по старым лекалам.
Но вообще винтаж - это все-таки подвид ретро, ретро - понятие более широкое. К ретро можно причислить все без исключения старинные и устаревшие предметы, винтаж же - лишь выдающиеся вещи прошлых лет (и то лишь те, которые вновь используются). Еще надо отметить, что многие историки моды утверждают, что винтажная вещь - та, которая не моложе двадцати лет и не старше шестидесяти-семидесяти, то есть выпущена не ранее 1950-1940 годов. Я с этим не согласен. Винтаж - это все-таки не возраст, а "писк", тренд своего времени. И обязательно аутентичный. И еще один важнейший момент. Есть "винтаж" и "стиль винтаж". Есть "ретро" - и "стиль ретро". Первое - аутентичные предметы. Второе - современная стилизация, иногда с использованием аутентичных деталей и аксессуаров.
Что касается антиквариата, то этот термин, скорее, характеризует предметы - картины, скульптуры, приборы, но не одежду. Это художественно-исторический термин, применяемый для описания различных категорий старинных вещей, имеющих значительную ценность. Самое главное - понимать, что не любая старая вещь - антиквариат, а только та, что имеет культурную и историческую ценность. Например, стулья Гамбса будут считаться антикварными, только если сделаны на заказ очень маленькой партией. Комод будет считаться антикварным, если это комод Булля, или если декорирован инкрустацией, полудрагоценными камнями или драгоценными металлами, а не просто комод из деревенского бабушкиного дома.
- Сколько примерно лет моде на винтаж?
- Лет? Не лет - столетий! Многие ошибочно думают, что мода на винтаж пришла буквально вот-вот, что только недавно возникло это удивительное поветрие - покупать и собирать платья, которым двадцать, тридцать, сорок лет и которые сделали выдающиеся дизайнеры прошлого, а также аксессуары наших мам и бабушек - сумочки, шляпки, туфли, перчатки, броши, бусы и т.д. На самом же деле интерес к старой одежде существовал всегда, просто раньше не пользовались термином "винтаж", этот термин - в отличие от стиля - как раз новый, раньше в моде было другое название - "ретро". И то, как я уже сказал, винтаж - новый термин лишь в области моды. Историки моды знают, что и в восемнадцатом веке была тенденция носить платья, которым сто лет. Более того, многие даже кичились своими "устаревшими" взглядами, называли современную моду "безвкусицей", "извращением", а то и "исчадием ада". На протяжении же всего девятнадцатого века все стили в одежде лишь повторяли прошлое: ампир копировал античность, романтизм внедрял мотивы средних веков, Ренессанса, второе рококо копировало первое рококо, затем второе барокко - первое и т.д. кроме этого, существовали всевозможные псевдостили - псевдороманский, псевдорусский, и так до модерна. В девятнадцатом веке люди с удовольствием не только собирали античные вещи - мебель, картины, приборы, предметы быта, посуду, светильники, но и распарывали безбожно устаревшие платья восемнадцатого столетия, чтобы перекроить их и сотворить более современные наряды. Очень модны были и старинные ювелирные украшения, веера, кружева. Вообще кружево в девятнадцатом веке - это целый пласт для исследователя, можно сказать, отдельная тема. Не было такого сезона, когда модницы не носили бы винтажного кружева прошлых лет, будь то Шантиньи, брабантское, вологодское кружево или венецианский гипюр.
Весьма ценилась и старинная обувь, которую, правда, чаще использовали на балах или маскарадах, нежели как повседневную. Оно и неудивительно, если учесть, что сохранность обуви гораздо меньше, чем сохранность одежды. Поэтому если удавалось достать что-то старинное, то носить такую обувь каждый день было бы просто кощунством. Ведь и сейчас подлинный винтаж - не повседневная одежда. - Если винтаж - не выдумка наших дней, то и она должна подчиняться цикличному закону моды?
- Совершенно верно, и винтаж подчиняется этому закону. В прошлом веке эта мода приходила уже дважды. В первый раз - в конце тридцатых, перед Второй мировой, сразу после коронации английского короля Георга VI. Тогда винтаж буквально покорил всю Великобританию, модницы с наслаждением носили викторианские платья, пользовались шляпками, сумочками, перчатками, другими винтажными вещицами. Но опять же обращу ваше внимание - без использования этого термина, данный период в моде называется неовикторианским. Второй раз это было в эпоху хиппи, в шестидесятые, когда в моду пришло ретро. И у того ретро тоже были свои "волны" - начиная от двадцатых (арт- деко), тридцатых, даже сороковых, если говорить о моде на платформу, которая стала популярна в семидесятые именно с легкой руки моды на винтаж.
- Но тогда получается, что любой виток моды с возвратом старых стилей, старых идей и силуэтов, переработанных по-новому, можно назвать винтажем?
- В принципе, да, можно, но опять-таки с одной очень важной оговоркой: винтаж - это все-таки аутентичные, подлинные вещи, а витки моды - это новые вещи, сделанные под влиянием стилей прошлого в стиле винтаж.
- Почему популярность винтажа (да и ретро) так сильна в наши дни?
- Да потому, что вся мода сегодняшнего времени - исключительно ретро. И я имею в виду не только моду на одежду, но и на все остальное: на интерьер, на автомобили, на мебель, предметы быта и т.д. Объяснение очень простое: все уже давно придумано, и сегодня практически не найти ни одного кутюрье, который бы создал бы кардинально новый крой, новую тенденцию, новую линию... Подлинно новыми могут являться только материалы, из которых это создается - начиная от новых синтетиков и кончая такими материалами, как шоколад, бумага, полиэтилен, пивные замочки и тому подобное. Кутюрье изощряются именно от бессилия. Человечество уже давно не смотрит в будущее, а только лицезрит свое прошлое, любуется им. Ему нравится отражение былого, старого доброго ретро, потому что нынешнее время оказалось очень уж опасным, убийственным... К сожалению, мы уже сами признаем, что без войны жить просто не в состоянии. Разучились, что ли? Поэтому-то прошлое и кажется более мирным, более безопасным. И хотя не таким уж и мирным оно было на самом-то деле, память человеческая избирательна, нам запоминается только самое доброе, самое светлое... И мы убегаем в прошлое, прячемся в него, как в норку, безопасную, теплую, уютную...
Еще одно объяснение моде на прошлое заключается в том, что прошлое - это, как ни крути, наша молодость. А в молодости все было по определению лучше: и мы сами, и окружающая действительность, и трава, которая зеленее, и небо, которое голубее...
- Прошлое - это романтизм. Так нам кажется...
- Да, в современном мире романтизма - естественного романтизма, я имею в виду, - просто нет: сумасшедший век, сумасшедшие скорости... Не до романтики! А хочется! И такой желанный многим романтизм обнаруживается именно в моде прошлого. С другой стороны, любовь к винтажу, к прошлого суть любовь к индивидуальному. Не похожему ни на что массовое. Наденете старинное платье, бабушкину шляпку, обнаружите на чердаке старую сумочку, пусть местами и потертую, - и можете быть уверены, что второго такого наряда вы не встретите ни на одной самой модной тусовке. Люди уверены, что собирая винтажные вещи, они приобщаются к более элитарной жизни, жизни бабушек-прабабушек. Ведь раньше было лучше по определению! Сейчас в моде продолжают оставаться платья шестидесятых, многие даже специально приезжают за такими вещами в Париж в знаменитую галерею Дидье Людо в Пале-Рояль. Достаточно посмотреть на Первую леди Азербайджана, чтобы убедиться, как это красиво! Впрочем, вряд ли она носит только винтаж, там, скорее всего, работают шикарные стилисты, создающие новые вещи в стиле старых. Плюс ее собственный вкус. Ведь носить вещи прошлого, пусть даже из новых материалов - это надо уметь!
- А как быть с утверждением, что на старой вещи может быть отрицательная энергия? Так, по крайней мере, утверждают эзотерики.
- Я, в принципе, уважаю законы биоэнергетики, эзотерики, и все, что касается отрицательной энергии чужих вещей - оно имеет место. С одной стороны. С другой, в старые времена, когда люди знали гораздо больше об окружающем мире, пользовались бытовой магией, вещи передавались по наследству. И никто этого не боялся. Может, просто умели отличать хорошую с точки зрения энергий вещь от плохой. Но что стоит и нам этому научиться? Возьмите в руки вещь, закройте глаза, почувствуйте ее... В принципе, это может получиться у любого более-менее тонко чувствующего человека. Если вещь вам нравится, если вызывает какие-то теплые чувства - пользуйтесь ею смело! Если боитесь - то окропите святой водой, проведите еще какие-нибудь манипуляции, в Интернете сейчас много советов, как обезопасить себя с этой стороны.
Но есть еще один момент: каждая винтажная вещь несет не только энергию старой хозяйки, точнее даже, не столько ее, сколько энергию, труд того человека, который создал этот удивительный предмет, который обязательно ручной работы. И эта энергия, как правило, добрая.
- Сколько может стоить подлинное винтажное платье?
- Настоящее винтажное, а не стилизованное под винтаж, платье известного кутюрье может стоить от 700 до 1500 евро, а некоторые модели стоят еще дороже, особенно если вещь принадлежала какой-нибудь известной актрисе. Такая вещь стоит безумных денег, но люди, профессионально собирающие винтаж, знают, где найти ее не так дорого, как обойти препоны всевозможных наценок специальных галерей, торгующих такими вещами, или аукционов. - А как вы считаете, почему именно тот или иной период заново входит в моду?
- В процессе образования модных тенденций существуют некие как бы математические схемы, которые и называют "модной спиралью". Виток этой спирали примерно равен жизни одного поколения. Мода, как мы много раз убеждались, всегда возвращается - раз в двадцать пять, тридцать лет, следующий виток - раз в пятьдесят лет, потом - через сто лет. Поэтому как только проходит четверть века, новое поколение видит огромное очарование в вещах своих бабушек и дедушек. Вещи родителей им кажутся старьем, а вот бабушек - самое то. Поэтому вовсе неудивительно, что в конце шестидесятых в моду вошли двадцатые, а в семидесятые все с упоением носили вещи тридцатых, а в восьмидесятых - моду сороковых вместе с ее платформами и громадными подкладными подплечниками и рукавами "летучая мышь". Кстати, эта мода опять возвращается.
- Это мы говорим о возвращении стилей, когда из новых тканей создаются вещи "под старину". А что касается винтажа?..
- Что касается винтажа, то в наши дни цикл другой. Мы уже не располагаем таким количеством винтажной одежды двадцатых и тридцатых - слишком далек от нас этот период, а вот шестидесятые, а особенно восьмидесятые - гораздо ближе. У многих завалялось огромное количество вещей того периода, которые совершенно не износились, но очень быстро вышли из моды. И эти вещи можно купить, достать не только на рынках США, Западной Европы, но и в Баку, и носить с не меньшим удовольствием. В основном "поставщиком" этой моды являются магазины секонд-хэнд, где зачастую распродаются не ношенные, а просто морально устаревшие вещи, в свое время не реализованные магазинами и пролежавшие в каких-то "закромах" целые десятилетия. В свой последний приезд я в таком магазине купил целую пачку капроновых чулок шестидесятых и начала семидесятых. Одному Богу известно, как сохранились они за полвека!
- Вы собираете старые предметы одежды?
- Нет, не собираю, и среди моих коллег таких любителей нет, я их купил исключительно ради дизайна упаковки. Сейчас так не делают! Да и стоили они всего по полманата, потому что никому, в принципе, не нужны. Чулки сейчас никто не носит. Не умеют, да и не с чем - поясов-то не выпускают. Если только в секс-шопах, но их в Баку, сами знаете... Все заполонили колготки. Оно, конечно, удобнее, но чулки - это так романтично! Однако чулки шестидесятых - это, скорее, исключение. Гораздо проще купить в сэкондах вышедшие из моды пиджачки восьмидесятых, кожаные куртки того же периода, благо такого "добра" в сэкондах навалом.
- Получается, что люди вносят в моду все, что только еще возможно?
- Ну, не совсем... С огромным, наверное, удовольствием поклонники винтажа носили бы подлинные платья ампир, только их нигде не найти, кроме дорогущих аукционов, поэтому повальной модой мода на винтажный ампир никогда не станет. Мода только тогда имеет широкое хождение, когда продажа определенных вещей соответствует количественному спросу. Если спрос велик, а предложения нет, то нет и распространения. К сожалению, век настоящего винтажа крайне скоротечен, потому что все винтажные вещи - гораздо более нежные, чем те, что делаются сейчас: полиэстер, акрил тогда не использовали, застежки были более хрупкие. Одежда прошлого практически всегда сделана из натуральных материалов - шелк, бархат, муслин, батист, шифон, кружево, т.е. все то, к чему требуется не только специальный подход, но и очень бережный уход, грамотная чистка и стирка, бережное отношение в повседневной жизни, правильное хранение... И поэтому вполне естественно, что многие винтажные вещи радуют нас лишь в течение нескольких дней - и пятно не удастся вывести, и шов может разойтись, и ткань расползтись. Буквально под руками. Коллекционеры - так те вообще против того, чтобы люди носили винтажную одежду: ведь это убивает ее окончательно и бесповоротно! Если картин, мебели, посуды и других предметов прошлых веков на планете еще предостаточно, но тканей, мехов так мало, что пора заносить их в специальную "Красную книгу моды". Историки моды и культурологи вообще против, чтобы винтажные вещи уходили в частные руки, таким вещам место исключительно в музеях. Так что ампирные винтажные платья - практически недостижимая мечта.
- Но ведь никто не отменял возможность сшить такие платья из старых тканей или из тканей, напоминающих старые?
- Да, но это будет уже не винтаж в строгом смысле слова, а стилизация под винтаж. Но все равно это будет красиво. Стилизация также по праву занимает место в нашем гардеробе и в коллекциях современных модельеров. Вам ведь не обязательно носить платье, которое носила Одри Хепберн или Грета Гарбо? Вам хочется повторить ее образ. Гораздо проще достать подлинно винтажный аксессуар - шарф, платок, пояс, сумочка, ремень, бумажник, перчатки, кружево или что-то иное. Все это великолепно сочетается с современной одеждой, особенно если учесть, что практически вся современная одежда - это сплошь ретро.
- Но где все это взять?
- Если есть деньги - на аукционах, в галереях, но если ни там, ни даже в сэкондах нет, то поройтесь в сундуках у своих бабушек. Там иной раз та-акое можно обнаружить! Наши бабушки - в отличие от нас - вышедшую из моды или просто надоевшую одежду не выбрасывали. В крайнем случае, спарывали пуговички, кружавчики, тесемочки - и опять же складывали.
Что касается секондов, блошиных рынков, то не нужно их бояться! Если вам претит покупать вещи "с чужого плеча" - из-за повышенной брезгливости, так не покупайте! Там вполне достаточно вещей совершенно новых, ни разу не надеванных, которые попали в эти магазины из сток-центров Европы, Америки, куда, в свою очередь - из магазинов, которые не смогли распродать сезонную коллекцию. Среди них попадаются очень оригинальные вещи, сшитые из отличных натуральных тканей. Тканей вполне винтажных - что по расцветке, что по составу.
Кроме одежды, в секондах очень часто продаются шторы и скатерти, а в умелых руках - это просто находка! Скатерти очень часто делались льняными, смесовыми - лен с хлопком или лен с лавсаном - чтобы лен не мялся. Не менее часто по краям скатертей (и скатерок) пришивались кружева ручной работы или машинной, но очень хорошей. Не брабантские, конечно, но, тем не менее, очень красивые. Как правило, хлопковые. Иногда даже вологодские, елецкие. Их можно отпороть и пришить к юбке, блузке или платью. Не говоря уже о различных кружевных салфетках и салфеточках. Кроме этого салфеточки бывают и вязаные, и плетеные - в стиле кружев на коклюшках. В умелых руках это опять же находка.
Встречаются и очень оригинальные вышитые скатерти и салфетки. Вышитые в совершенно разных стилях: и крестиком, и в технике ришелье, и гладью белым по белому или серым по белому в сочетании с тем же ришелье.
Можно обнаружить и очень интересный тюль. Не надо думать, что тюль - это только то, что предлагают в салонах: этакий капроновый турецкий вариант с аляповатыми цветами и крупным рисунком. Тюль бывает и из цветной органзы (причем цвета иной раз всего спектра - от густо-синего до ярко-красного), из батиста, зачастую с вышивкой "шитье" по краю типа купона. Встречается и гипюр, и кружевной тюль, точнее, небольшие занавесочки. Из них могут получиться прекрасные кружевные перчатки. Или даже юбка - если размер отреза позволит.
В магазинах секон-хэнд можно обнаружить даже индийские сари! Шестиметровые отрезы с купоном с типично восточным орнаментом (типа буты) или нейтральным узором. Как правило, такие сари - из чистого хлопка, а то и из шелка-сырца. Встречаются и шали - тоже восточные, привезенные из арабских стран. Кроме этого бывают и комплекты типично арабского одеяния - галабея в паре с шальварами. Эти комплекты шьются из тончайшего хлопка или шелка, часто с вышивкой, которую тоже можно приспособить на винтажное платье.
Кроме этого, в секонд-хэндах продаются и просто отрезы тканей, как правило, немодных. Но нам-то ведь именно такие ткани и нужны! Встречаются буквально копеечные вещи, украшенные стеклярусом, бисером, всевозможными пайетками. В отличие от современных бисера и стекляруса на старых вещах эта отделка - настоящая. То есть сделанная из качественного стекла (а не из пластика), хорошо отполированного и богатых или - наоборот - приглушенных оттенков. А что может быть лучше пожелтевшей от времени кофточки с кружевом? Кофточку - на тряпки или поделки в стиле винтаж, кружево - на винтажное платье. И вы - самая красивая. Кстати, ночные сорочки, комбинации (мы уже забыли, что это такое!) или пеньюары - такой же кладезь для аутентичных старинных тканей и кружева. А про пуговицы можно вообще не говорить! Особенно про перламутровые. Нужно только не лениться и перелопатить груды копеечных сорочек, сваленных в неаппетитную кучу.
- Я помню, как недавно попыталась поискать в магазинах пуговицы из настоящего перламутра. Тщетны были мои усилия! Пуговицы - какие хочешь, их буквально навалом: белых, с "перламутровым" отливом, чешских, итальянских, турецких... Но к перламутру они имели такое же отношение, как картина Микеланджело к наскальным рисункам племени Тумбу-Юмбу.
- К сожалению, вы правы, чисто перламутровые пуговицы практически перестали выпускать. А на блошиных рынках и в секондах можно найти любые пуговицы: деревянные, костяные, текстильные - из скрученных шариком шнуров, сутажные, обтянутые тканью. В общем, секон-хэнд - поистине находка для тех, у кого руки растут откуда нужно и работает фантазия. Но особо заморачиваться тоже не стоит. Потому что собрать свой гардероб полностью из винтажных вещей просто нереально. Многие модницы, которые думают, что они любят винтаж, на самом деле просто собирают несколько разностильных предметов: горжетку тридцатых, шляпку с вуалью сороковых, сумочку-клатч пятидесятых (кстати, клатч - типичный путешественник во времени, но на каком пике популярности!), и думают при этом, что это и есть реинкарнация прошлого. Нет! Они ведь не слушают музыку той эпохи, не ходят в старинном белье и не спят на старинной кровати. Так что три-четыре винтажных предмета - еще не значит воссоздание полностью всей аутентичной обстановки.
- С другой стороны, идя по улице в винтажном платье, вы же не повесите себе на грудь табличку: "А еще у меня дома стоит старинная кровать с балдахином, а по вечерам я слушаю Вертинского".
- Да, вы идете в винтажном платье, и все вокруг понимают: вот идет дама со вкусом. Но если вы все-таки смешаете платье с типичным узором семидесятых (подлинное или стилизованное) с модными нынче балетками, то это будет просто смешно! Поэтому, чтобы одеваться в стиле винтаж со вкусом, изучайте историю моды. Оно всегда полезно!
Источник: echo.az
Поделиться:
16.05.2014
Винтажная мода - побег в прошлое |