Возвращение Тишинки
Бывший блошиный рынок теперь модный арт-проект.
В середине сентября в выставочном комплексе «Т-Модуль» на Тишинке прошла ярмарка «Блошиный рынок». Первая состоялась ещё в апреле этого года, и она так понравилась её участникам и гостям, что на «первом блине», который, по счастью, не вышел комом, было решено не останавливаться: осенью на выставке присутствовали уже представители 70 галерей, а также частные коллекционеры.
И не только из России, но и с Украины, из Узбекистана, Таджикистана и даже Франции. Возрождённая барахолка разместилась на площади 1,5 тыс. квадратных метров.
Если вы думаете, что на новой Тишинке можно увидеть бабушек и дедушек с ветхими вещами и подстаканниками военных лет (не в обиду им будет сказано), то вы сильно ошибаетесь. Да, это выставка-ярмарка, но учитывает она по преимуществу вкусы уже других покупателей. Теперь это известное большинству москвичей место — одна из популярных «тусовок», куда приходят известные нам по гламурным журналам люди, чтобы и себя показать, и на других поглядеть, да и просто прикупить что-то понравившееся на модерновой барахолке. Ну где ещё вот так запросто можно не только отхватить модную штучку-дрючку, но и столкнуться с Кларой Новиковой или Оксаной Ярмольник.
Разместить новую ярмарку именно на Тишинке решили по вполне очевидной причине: в 30-х годах XX века здесь был расположен легендарный блошиный рынок, а в 80-х — ещё свежая в памяти москвичей барахолка. Сюда народ съезжался со всего города, чтобы по дешёвке купить понадобившийся в хозяйстве предмет, продать или даже обменять ненужную одежду или утварь. Однако затем власти принялись ликвидировать подобные очаги торговли, дабы они не портили городской пейзаж. Не избежала этой участи и Тишинка. Сейчас на этом месте выставочный комплекс «Т-Модуль», там и поселился проект новой ярмарки.
Серёжки в виде палитры с кисточкой, брошки в форме божьих коровок, шляпки с вуалью или перьями — это не что иное, как привезённые из Америки вещи 20—40-х годов. И чтобы получить желанный экземпляр в свои коллекции, российские дамы устраивают за ними настоящую охоту. Стоят предметы коллекционирования недёшево. Тут и уникальная одежда в стиле винтаж, с помощью которой дамы стремятся подчеркнуть свою индивидуальность. Голубой корсет где-то из 40-х, говорят, ни разу не был надет. «Видите, на нём вытачки с двух сторон? Знаете зачем? Ткань экономили! Военное время...» А есть и старые вещи, которые кому-то было жалко выбросить. И вот шёлковое платьишко в цветочек с дыркой на подоле попадает в руки девочек-дизайнеров. А на месте дыры появляется смешная заплатка в виде куклы. Ну разве не чудо?
Не влюбиться в некоторые вещи просто невозможно. А пиджачок от Chanel, которому 45 лет, просто завораживает. Как и работающие до сих пор телевизоры и патефоны военных лет.
Всего за $100 можно приобрести столетний утюг. Чугунные с трубой (внутрь клали уголь) или такие, которые ставили в печь — нагревали, а потом гладили, но только обязательно с прихваткой, чтобы не обжечься. Используют их в основном не по прямому назначению, а для интерьера. Утюгов на рынке было много, и у каждого своя история. А собрать их в одну большую коллекцию удалось Музею утюга Андрея Воробьёва. Оттуда они и попали на «Блошиный рынок».
Кстати, современные дизайнерские находки удачно гармонируют с древностями. Так, из Узбекистана привезли потрясающие украшения и безделушки из войлока. Сложно описать эти кольца или ожерелья. Но мы всё-таки попробуем: это разрезанные и разукрашенные валенки, иногда вышитые бисером, но принявшие форму пасхального яйца, шарика или цветка. Вот такие замысловатые вещи. Их хочется держать в руках, носить, от них веет теплом. А ещё здесь представлена не менее привлекательная этническая одежда.
А какие симпатичные зайцы в одном из павильонов! Белые шарики с ушами и лапками в корзинке и зайчиха рядом с ними. А высокий, около метра, заяц на длинных ногах — не просто отец семейства и милая игрушка. Это светильник. И делают таких «косых» разные люди (одна «заячья мама» в Питере, другая — в Москве).
У Оксаны Ярмольник, дизайнера и супруги Леонида Ярмольника, другие вкусы, она предпочитает зайцам свинок. У неё их целая коллекция аж из 500 штук! Начала их собирать ещё её бабушка, а продолжать будет Оксанина дочка. Вот такое фамильное хобби.
Предшественником Тишинки был блошиный рынок на Сухаревке, просуществовавший до 30-х годов. Говорят, что до революции там можно было за бесценок купить подлинные византийские иконы и первопечатные книги.
Сегодня реально действующих барахолок в Москве две: в Измайлове и в Лианозове (платформа Марк). Арбат не в счёт, потому что цены там совсем уж заоблачные, в основном рассчитанные на туристов, хотя ассортимент везут всё с тех же Измайлова и Марка. Редкий гость Первопрестольной доедет до этих мест сам, поэтому за доставку в центр приходится платить. Кстати, платформа Марк — барахолка в классическом понимании. Здесь монеты и значки можно купить по 5 рублей, а антиквариат (или подделку под него) и вовсе за смешные деньги, если сможешь приехать часов в 7 утра и отыскать подлинную частичку истории. В Измайлове чаще бывают иностранцы, да и ехать туда ближе, поэтому цены повыше, чем на Марке.
КСТАТИ
Для тех, кто сам не прочь заняться дизайном, Варвара Зеленецкая (известный московский декоратор) на протяжении двух дней проводила на выставке мастер-классы. И у неё есть чему поучиться. Например, как создать атмосферу уютного французского шале в своём доме? Оказывается, нужно всего лишь не выбрасывать битую посуду, найти на антресолях старое бабушкино зеркало и засушить гербарий между книжных страниц.
Или как изменить интерьер с помощью одной детали? Легко, если эта деталь — ширма. Тогда менять атмосферу в доме можно хоть каждый сезон. Зимой она согреет комнату тёплыми цветами, а летом с помощью небольших деталей станет изящно-хрустальной.
СПРАВКА
Название «блошиный» появилось во Франции в XIX веке. Есть две версии его происхождения. По одной из них, это выражение одного старьёвщика, глядевшего с верха стены на насыпь городских укреплений, уставленную тележками и обломками мебели, заваленную рваной одеждой и прочими вещами. По второй же — всевозможные предметы, среди которых преобладали старая мягкая мебель и одежда, были обиталищем этих «милых домашних животных», и место тут же окрестили marche aux puces — блошиным рынком. В любом случае из Франции это название распространилось по всей Европе, а затем и по всему миру.
Теперь блошиные рынки есть практически везде, а самые известные это:
Пюс в Париже — целый город со своими улочками, магазинами и лавочками;
Порта-Портезе в Риме — занимает 4 километра, но здесь, как поговоривают, частенько обманывают, выдавая подделку за подлинник;
Портобелло-роуд в Лондоне — самый большой блошиный рынок в Европе;
Сан-Тельмо в Буэнос-Айресе, отличительная черта которого — звуки танго, (Аргентина же всё-таки).
Между прочим, говорят, что осмотр города надо начинать именно с таких мест, а не с музеев и памятников архитектуры. Самобытность и культуру народа можно понять, только прикасаясь к истории непосредственно, практически своими руками. Тем более что и в музеи вещи нередко попадают с барахолок.
Так что хоть «барахолка» и «блошиный» — слова уничижительные, здесь свой особый мир, где интересно людям с воображением. Не зря ведь тут ищут вдохновения известные дизайнеры. Ава Гарднер и Эммануэль Унгаро познакомились как раз на толкучке в Париже. Возможно, и «Блошиный рынок» на Тишинке войдёт потом в историю как место, где родились какие-нибудь невероятные идеи московских дизайнеров. По крайней мере все предпосылки для этого есть.
Анастасия Барышева
источник публикации
Газета Версия, апрель 2005г.