Спецпроект «Немое кино»
Летом хочется оптимизма, но в современной жизни слова быстро утрачивают свои смыслы. Поэтому компания «Эксподиум» решила в рамках выставки-ярмарки «Блошиный рынок» реализовать спецпроект «Немое кино».
1917 год разрубил надвое историю российского немого кино. Мелодрама уступила место агитке, а Вера Холодная - Вере Малиновской из горьковской «Матери». Страдающая женщина ушла с экрана, чтобы появилась строительница коммунизма. После 1917 изломанные линии дореволюционного кино-модерна взорвались агрессивностью конструктивизма, а в 1925 году на экраны победно вплыл «Броненосец «Потемкин» Эйзенштейна.
Максим Горький и Андрей Белый - первые критики кино, еще в конце 19 века поняли, что хотя новое изобретение принадлежит миру теней и сновидений, но оно преодолевает смерть: ибо тени, мелькающие на экранах бессмертны. В нашем проекте мы попытались вернуть атмосферу и 1910-х, и 1920-х годов. Мы собрали старые фотографии, сохранившие для нас тени великих звезд: Веры Холодной, Веры Коралли, Натальи Лисенко. Мы нашли предметы женского туалета, которые берегут даже запах духов, давно потерявших свои названия. Мы отряхнули от пыли старые шляпки, собрали сумочки, забывшие своих первых хозяев. Мы вытащили из сундуков платья, на 100 лет пережившие своих создателей. Мы раскрыли кружевные зонтики, которые никого не спасут от дождя или солнца. Мы выставили бижутерию – ровесницу немых фильмов.
И, если Ленин был прав, говоря, что «важнейшим из искусств для нас является кино», то важнейшим в киноискусстве, несомненно был Великий Немой. Кто-то ошибся, назвав кинематограф немым. В нем всегда звучала музыка, рядом с которой слова не нужны, а молчание наполнено смыслами.
Бастер Китон (Baster Kiton)
(04.10.1895 года - 01.02.1966 года)
Американский актёр и режиссёр, один из величайших комиков немого кино. Никогда не улыбался в кадре. Фильмы немой эпохи с его участием: Помощник мясника / The Butcher Boy (1917), Недоделанный дом / The Rough House (1917), Его брачная ночь / His Wedding Night (1917), О, доктор! / Oh Doctor! (1917), Кони-Айленд / Coney Island (1917), Деревенский герой / A Country Hero (1917), Наш Дикий Запад / Out West (1918), Коридорный / The Bell Boy (1918), Лунный свет / Moonshine (1918), Спокойной ночи, сестричка! / Good Night, Nurse! (1918), Повар / The Cook (1918), Герой пустыни / A Desert Hero (1919), Задний план / Back Stage (1919), Деревенщина / The Hayseed (1919), Гараж (Начальник пожарных) / Garage, The Fire (1919), Сводка новостей / Round-Up (1920), Балда / The Saphead (1920), Пародии / Charaster Studies (1925).
Рудольфо Валентино (Rudolph Valentino)
(6 мая 1895 — 23 августа 1926)
Знаменитый американский киноактёр итальянского происхождения, одна из величайших звёзд и общепризнанный секс-символ эпохи немого кино. В 1921 году он получил главную роль в фильме Рекса Ингрэма «Четыре всадника Апокалипсиса» The Four Horsemen of the Apocalypse. Фильм стал главным коммерческим хитом года, спас студию Metro от неминуемого разорения и сделал Валентино суперзвездой. Вышедший вскоре «Шейх» Джорджа Мелфорда (The Sheik, 1921) ещё более усилил зрительский ажиотаж вокруг Валентино. Следом выходят поставленные с его участием фильмы «Кровь и песок» (Blood and Sand, 1922), «Молодой раджа» (The Young Rajah, 1922), «Месье Бокэр» (Monsieur Beaucaire, 1924), «Орёл» (The Eagle, 1925, экранизация повести Пушкина «Дубровский»), «Сын шейха» (The Son of the Sheik, 1926).
Чарли Чаплин
(16 апреля 1889 — 25 декабря 1977)
Сэр Чарльз Спе́нсер «Ча́рли» Ча́плин, KBE (англ. Charles Spencer «Charlie» Chaplin) — английский киноактёр, сценарист, композитор и режиссёр, универсальный мастер кинематографа, создатель одного из самых знаменитых образов мирового кино — образа бродяжки Чарли.
Мэри Пикфорд
(8 апреля 1892 — 29 мая 1979)
Американская киноактриса. С 1898 выступала в театре, в 1909 дебютировала в кино. Мировую известность получил сложившийся в её исполнении образ молодой, наивной, добродетельной девушки-подростка, американской "золушки". Особенной популярностью пользовалась в фильмах: "Нью-йоркская шляпка" (1912), "Бедная маленькая богачка" (1916), "Маленькая принцесса" (1917), "Полианна" (1920), "Моя лучшая девушка" (1927). Организатор и владелец многих кинофирм, в том числе "Юнайтед артисте" (совместно с Гриффитом, Ч. Чаплином, Д. Фэрбенксом). Перестав сниматься в кино (в 1933), играла в театре, выступала как продюсер.
Новый спецпроект выставки посвящен эпохе немого кино. Она была скоротечна – лишь до конца 1920-х, но вместила ряд ярчайших актерских судеб.
Но оставим ценителям искренность чувств, великую депрессию и утраченный талант формирования глубокого образа бессловесными мазками. Интерес «Блошиного рынка» лежит вдалеке от сюжетных линий старых фильмов, многие из которых, впрочем, будут демонстрироваться на выставке.
Стопкадр – один из тысяч, препарированный на элементы моды, интерьера, стиля – вот центральный персонаж спецпроекта. Он является источником идей и вдохновения для творческих кадров, пробуждает интерес к истории и коллекционированию у обывателя.
Низкая талия платьев, повседневные шляпы, кинооткрытки, кружево и объемная бижутерия – весь ассоциативный ряд эпохи соберется на площадке спецпроекта, а также вкраплениями ляжет на стендах участников выставки-ярмарки.