Винтаж. История моды
СПЕЦПРОЕКТ ВЫСТАВОЧНОЙ КОМПАНИИ «ЭКСПОДИУМ»
На этот раз в центре внимания – головные уборы. В иерархии модных аксессуаров этот предмет занимает высокое, если не главенствующее положение. Выставочная компания «ЭКСПОДИУМ» благодарит сеть салонов «Брюссельские штучки» за помощь в организации спецпроекта.
С древних времен головной убор наделяли магическими свойствами. Его интерпретировали как символ власти, успеха, знатности, богатства. Значение короны, венца известно издревне: символом самодержавной власти была в России шапка Владимира Мономаха, которую Петр Первый заменил императорской короной. К ней близок и брачный венец. Разумеется, шляпа – не аналог короны, но ее весьма близкая родственница. Уже в средние века ношение шляп было обязательным. Явиться на люди простоволосым считалось позором. Отказ от ношения шляп бывал то вызовом обществу, то признаком его переустройства. Так, в России после 1917 года котелки и пышные дамские шляпы считались предметами чуждого буржуазного быта, зато на многих головах появились буденовки, происходящие от древнерусского шлема. Свою роль в судьбе шляпы в обществе сыграли модницы и модники, художники, поэты и даже цари. Столь пристальное внимание к «наряду для головы» вызвано тем, что в иерархии модных аксессуаров этот предмет занимает высокое, если не главенствующее положение. Сложная история взаимоотношений человека и его головного убора позволяет рассматривать шляпу не просто как элемент костюма, отражающий смену стилей и эпох в моде, но как своеобразный культурный и художественный феномен. Веками шляпа играла важную роль в обозначении статуса человека в обществе. Выбор шляпы, степень ее экстравагантности говорили об оригинальности вкуса владельца, о принадлежности к светскому обществу или художественной богеме, о смелости и индивидуальности. Неслучайно шляпа, как произведение искусства, вдохновляла многих художников (И.Крамского, И.Репина, В.Серова, Т.Маврину и др.) и осознавалась ими как увлекательный сюжетный мотив. Для наших дней характерен всплеск интереса к шляпе, сменивший долгое пренебрежение ею. Как и сто лет назад, в начале XX века, она вновь становится атрибутом, определяющим характер человека, еe носящего, и склонность к творческому самовыражению. Более того, шляпа превращается в культовый предмет, существующей на грани художественной фантазии и обыденной жизни.
XX век аккумулировал все модные идеи прошлого. Для него характерна быстрая смена стилей, особенно этому подвержены женщины, сделавшие моду одной из главных составляющих своего существования. Сменяя друг друга на протяжении столетий, головные уборы (берет, шотландская шапочка, тюрбан, ток, канотье, болеро и клош, ковбойские шляпы) становились объектами пристального внимания модников. Шляпным дизайнерам приходилось напрягать воображение, обращаясь в прошлое в поисках новых идей. Блистательная карьера Габриэль Шанель началась именно со шляпок. Жена Сальвадора Дали Гала до 1930 года одевалась у Шанель, но роскошная сдержанность стиля этого модельера не сочеталась с эксцентричным стилем художника. Для своего мужа Гала стала одеваться у Эльзы Скиапарелли. «Сюрреалистическая» Гала, как и сама знаменитая итальянка, была одной из тех немногих женщин, которые отважились носить необычную шляпку в виде черной туфли на шпильке, вошедшую во все энциклопедии моды. В 60ые годы мода стремительно демократизируется. Очень популярной становится шляпка «таблетка», созданная для Жаклин Кеннеди американским модельером Р.�Хальстоном. Заповедным оазисом, где шляпы никогда не снимались, остается Великобритания. В Британии есть куда носить шляпы – на свадьбы, скачки в Эскоте, приемы, балы. Неудивительно, что все знаменитые шляпные дизайнеры нашего времени – британцы. Дэвид Шиллинг, Стивен Джонс, Рейчел Скиннер, Филипп Трейси – все они продолжают в своем творчестве линии, идущие от практичной Шанель и великолепной, экстравагантной Эльзы Скиапарелли. Шляпа в их интерпретации не просто аксессуар, элемент костюма, а предмет декоративноприкладного искусства, предмет обожания многих женщин и мужчин.
Наталья Гурова