Спецпроект «Винтаж. Истории моды»
Кринолин. Будуар середины XIX века«Безъ кринолина нeтъ изящнаго туалета и нeтъ хорошей фигуры. Кринолинъ такъ привился къ современному костюму, что кажется и подумать нельзя обойдтись безъ него. Представьте себe широкiя и длинныя платья, не поддерживаемыя кринолином!..» («Модный магазин», 1862, № 8).
История костюма знает различные конструкции и приспособления, корректирующие женскую фигуру и создающие причудливые формы в угоду капризной моде. В свое время все они считались элементами нижнего белья. В XIX-м столетии первое место среди них занимает кринолин.
|
|
|
О свойствах ткани «кринолин» вновь вспомнили в 1830-х годах, после долгих лет господства античной моды, когда талия сузилась и опустилась на привычное место, а юбка расширилась настолько, что для ее поддержания требовалась уже более плотная основа, нежели обычные нижние юбки.
|
|
|
В середине 1850-х годов, в связи с тем что юбки продолжали расширяться и кринолин уже не справлялся с поставленной задачей, появилась новая нижняя юбка, в которую вшивались обручи, сделанные из стали или китового уса. Она была удобнее прежнего кринолина и сохранила за собой его название. Такой кринолин шили из коленкора или шерстяной материи в полоску. С изнанки в десять или более рядов подшивалась тесьма шириною в палец. Между юбкой и тесьмой пропускались специально изготавливаемые для кринолинов стальные полосы, так называемые пружины.
|
|
Кринолин являлся также неотъемлемой принадлежностью детского костюма. Не только девочки, но и маленькие мальчики, костюмчики которых можно было считать сшитыми по последней моде, носили небольшие кринолинчики. Хотя некоторые наиболее авторитетные модистки (впрочем, как и другие здравомыслящие люди) видели в этом злоупотребление кринолином. Вот что можно прочитать в журналах того времени. «Юбки съ обручами, носящiя устаревшее названiе кринолинъ, все еще существуютъ и носятъ ихъ не только девочки, взрослыя женщины и старухи, но даже и маленькiе мальчики, подъ своими блузами и пальто! Бальныя платья делаются более и более широкими и такая поддержка необходима для нихъ, но для чего нужна она подъ детскою блузой, это остается неразгаданною тайной для всехъ. Кринолины маменекъ образуютъ сзади небольшой шлейфъ и очень не широки вверху. Детскiе делаются, по прежнему, на верху очень пышными» («Ваза», 1861, № 3, с. 35). «Кринолин вторгся даже в самые маленькие деревушки, где не осталось ни одной девочки-пастушки, которая не надевала бы его в свой выходной день» (Париж, 1862).
Постепенно линия талии начала подниматься. В середине 1860-х годов параллельно существовали кринолины двух видов. Для повседневных платьев необходимы были совершенно круглые и маленькие нижние юбки. Их делали узкими у талии и постепенно расширяющимися к подолу, по форме напоминающими воронки. Кроме того, они были короче тех, которые надевали под нарядные и вечерние платья с хвостом. Кринолины, предназначенные для парадных туалетов, были шире, длиннее и выдавались сзади углом для поддержания шлейфа. Поверх такого кринолина надевалась белая перкалевая нижняя юбка с одним большим или двумя гофрированными воланами.
Во второй половине 1860-х годов кринолины находились «под угрозой изгнания»: они постепенно уменьшались, а линия талии поднялась настолько, что современники невольно сравнивали свою моду с модой Первой империи. В конце 1860-х – начале 1870-х годов пояса нижних юбок даже снабдили помочами, которые помогали удерживать линию талии на должной высоте. В то время вопрос о существовании самого кринолина стоял достаточно остро. Журналы мод держали читательниц в постоянном напряжении, почти в каждом номере печатая предположения о дальнейшей судьбе этого элемента наряда.
В начале 1870-х годов популярность кринолина упала, и постепенно он уступил место турнюру. «Новейшiе кринолины делаются съ шнуровкой сзади, которая при стягиванiи шнурковъ образуетъ фижмы (paniers), въ распущенномъ же виде они имеютъ форму простаго кринолина. Иногда къ поясу кринолина пришивается турнюра, но большею частiю турнюра делается отдельно, пришивается къ особому поясу и надевается подъ юбку» («Модный магазин», 1868, № 13, с. 235).
Небольшие узкие кринолины из стальной проволоки продолжали носить вплоть до середины 1870-х годов, а затем они еще раз появились около 1880 года. В последний раз о кринолине заговорили в самом конце XIX столетия, в период «прекрасной эпохи», когда для формирования модного силуэта была предложена «новая» нижняя юбка из материи на конском волосе…
Антон Приймак
Организатор: ООО "ЭКСПОДИУМ", тел. +7 (495) 585-7274