Блошиный рынок, интерьер XIX века, Армани...
Для историка моды Александра Васильева все это - одна стихия
Вы знаете, как встречала журналистов голливудская звезда Мэй Вест? "Господи, - внимательно оглядывая пришедшего, спрашивала актриса, - у вас револьвер в кармане или вы так рады меня видеть?" Ее шутки до сих пор считаются классикой американского юмора. По сравнению с ней, первой произнесшей со сцены слово "секс", Мадонна - просто дитя. А ведь эта была одна из ее самых невинных шуток". Про кинодив, манекенщиц, просто красавиц ушедших эпох Васильев, уже пятнадцать лет живущий в Париже, может рассказывать бесконечно. Все, что касается истории моды и жизни модниц, - его стихия.
Александр Васильев, сын народного художника России, начинал как собиратель старинных костюмов - платьев, обуви, вееров, зонтов, табакерок и проч. и проч. Сейчас он читает лекции по истории моды во многих странах мира, а в последние годы и в России. Преподаватели столичных художественных вузов запрещают своим студентам посещать его "барахолки", но к нему ходят и выпускники, и первокурсники, и модельеры, и историки, которые и без того много чего интересного знают. Но, видимо, не все.
- Интерес к собирательству привил мне отец, - рассказывает А. Васильев. - Он коллекционировал изразцы XVIII, фотографии и дагерротипы XIX века... В 50 - 60-х годах в Москве с радостью сносили старые дома, людей выселяли в новую жизнь, в "хрущобы". Москва как будто сошла с ума - она остервенело избавлялась от старинных вещей. Не слишком переживая по поводу того, что в школе на Пречистенке, где я учился, меня называли помоечником, я лазил по развалинам домов на Арбате, Пречистенке и Остоженке, искал "сокровища". И находил. В восемь лет мне удалось отыскать икону святого Николая Чудотворца во дворе Нащокинского переулка, около Сивцева вражка. Это была моя первая настоящая находка.
- Вы можете назвать цифру - сколько всего предметов старины насчитывает ваша коллекция теперь?
- Около 300 платьев XVIII - XIX веков, больше тысячи аксессуаров - обуви, шляп, зонтов, вееров, сумок. К тому же я собираю фотографии по истории моды, особенно XIX века, у меня их больше трех тысяч, и портреты, связанные с модой XVIII - XIX веков. Их у меня больше пятидесяти, и ценны они не столько с точки зрения живописи или имени художника, сколько в историческом смысле. Для частной коллекции это много. Для музея - крайне мало. Для сравнения: в Парижском музее моды только платьев 42 тысячи!
- Вы хотите "догнать и перегнать" музеи?
- Хочу, мне это очень интересно.
- Какой стиль, период в истории моды вам близок по духу?
- Пока я живу в эпохе Людовика XVI, то есть Екатерининского времени (1760 - 1780 гг.). Очень нравится Пушкинская эпоха, которая соответствует эпохе романтизма в Европе, и я собираю "принадлежащие" ей одежду, портреты, украшения...
- И как вы их теперь собираете?
- Покупаю на аукционах и блошиных рынках. В Париже я живу не так далеко от подобного местечка - "Ванв": этот рынок, хотя и небольшой по размеру, но для меня очень ценный. Я бываю там почти каждую субботу, знаю всех продавцов, они, в свою очередь, знают мой вкус и приберегают для меня самое интересное. В Лондоне я давно облюбовал рынок "Портобелло", вещи Викторианской эпохи лучше покупать именно в Англии, потому что там они сохранились лучше, чем, скажем, во Франции. В Буэнос-Айресе хожу на рынок "Сантельмо", в Брюсселе - на брюссельский, в Мадриде есть блошиный рынок "Растро", но он ужасен. В Шотландии часто бываю на "Баррасе".
- Коллекционирование - увлечение дорогостоящее. Вы, должно быть, богаты?
- Все доходы - от постановок спектаклей, я поставил их уже более 60, от выставок, продаж моих рисунков.
- Бахрушинский музей в Москве купил у вас 14 работ. Это единственный случай, когда старинные вещи покупали не вы, а у вас?
- В России - единственный, но зато покупали работы различные европейские музеи, американские и японские. К сожалению, отношение здесь ко мне до сих пор двоякое. Многие из тех, кто охотно слушает мои лекции, предпочли бы услышать, что у меня на Западе ничего не вышло и я живу под мостом, - тогда бы все были спокойны. Хотя я не могу причислить себя к разряду богатых людей, тем более миллионеров. Просто живу так, как мне хотелось бы жить.
- Я знаю, что фотографии интерьера вашей парижской квартиры печатались в престижных журналах...
- Неоднократно. Интерьер, конечно, часть моей коллекции, именно в решении интерьера я выразил себя как декоратор и оформил квартиру как пьесу - ведь это должно соответствовать и моему образу жизни. Мне приятно, что крупнейшие мировые журналы интерьеров напечатали статьи о моих коллекциях. До меня они интересовались квартирами лишь двух русских - Нуриева и Макаровой.
- В каком стиле оформлена ваша квартира?
- Я живу в интерьере XIX века эпохи романтизма, ближе к "тургеневскому стилю". Почти вся мебель из красного дерева, я привез ее из Южной Америки: этот стиль более других напоминает почти несохранившуюся русскую мебель...
- Ну хорошо, собираете вы, собираете, ну а дальше что?
- Хочу создать свой музей истории моды. Но не такой, где будет показано, что в 30-е все было длинно, а в 40-е появились плечи. Это смешно и примитивно. Интересно сделать музей, который, детально разбирая работы каждого отдельно взятого дома, каждого модельера, красоту каждой манекенщицы, отдельно взятые моменты, сложил бы из всего этого общую картину, показав и социально-исторические факторы, которые повлекли за собой создание той или иной моды. Меня интересует даже не столько история, сколько социология моды - наука, которой еще мало занимаются в мире. Пока я не выбрал страну, где бы этот проект можно было осуществить.
- Сколько я помню, как ни приедет Васильев в Москву, все время нашу моду ругает. Неужто так ничего позитивного и не появилось?
- Слава богу, последние пять лет в России появились и мода, и огромный интерес к ней. Она стала наукой, видом искусства, видно, что люди хотят ею заниматься. Мне очень нравится Михаил Пантелеев, с которым я встретился в Японии, когда там работал (он получил контракт в Доме Исэй Мийаки). У него есть идеи, простота линий, ненавязчивость и неадекватность форм. В Петербурге моей слушательницей была Татьяна Категова, и вот она, я считаю, единственная в России, которая приближается к уровню "от кутюр" в мире. Она оперирует очень небольшим количеством цветов, главным образом коричневым, черным и белым (как Диор!). Это уже хорошо. Потом, у нее настоящие, хорошие дорогие ткани - шелк, бархат, а уровень ее шитья для многих в России недосягаем. Ее модели эксклюзивны, возможно не столь оригинальны, но всегда модны, в хорошем смысле, тогда как про одежду большинства создателей в хорошем смысле можно сказать только одно: старомодно.
- Ну вы при каждом удобном случае хулили Юдашкина.
- Я никогда его не хулил, хотя и критиковал. Я ценю вышивку его Дома - это все, что я могу сказать.
- А Зайцев?
- Я не хочу говорить на эту тему, не хочу, чтобы меня подстрелили в подворотне.
- Значит, костюмов от наших модельеров вы не носите? Кого же предпочитаете?
- Из всех выделяю Кристиана Лакруа, но для мужчин он почти ничего не делает. Так что ношу Дольче и Габбана, Армани, вообще люблю итальянскую моду.
Беседовала
Яна Хохлова
источник публикации
журнал "Огонек"