Старинная одежда на московском рынке
Собирательство предметов гардероба ушедших времен становится популярным. При общем интересе к истории бытовой культуры нынешний год стал годом множества выставок старой моды, провоцирующих интерес к старинной одежде и ее аксессуарам. ГМИИ демонстрирует "модные картинки" XVIII века на выставке "Представь мне щеголя". МИГМ устроил ретроспективу московской обуви от XII до XX веков, вееров XVIII-XX веков.
ГИМ неустанно показывает на каждой выставке что-либо из своих запасов одежды. МДПИ познакомил с коллекцией одежды Виолетты Литвиновой. На XII Антикварном салоне в ЦДХ любопытство прессы было обращено к собранию городского костюма начала XX века совладелицы салона "Старые годы" в Санкт-Петербурге Натальи Кострыгиной. Затем ГЭ устраивает выставку платьев от Надежды Ламановой из дворцового гардероба.
Театральный художник Александр Васильев помимо собственных лекций, статей, книг, интервью подогревает интерес к старинному костюму телесериалом "Дуновение века". В нем он трогательно рассказал, как в эмиграции в Париже княгини и графини жили на трудовые доходы, обшивая мировую буржуазию, а их дочери работали живыми манекенами, которых он на современный лад назвал манекенщицами.
Отвернемся от музейных и выставочных витрин и заглянем в "торговый ряд" московского антикрынка, где продается и покупается старинная одежда. Старинной одеждой будем называть все, что носили до 50-х гг. XX века в руках, на теле, голове и ногах для защиты от непогоды, ради комфорта и тщеславия: платье, обувь, головные уборы, аксессуары. Номенклатуру вещей можно прочесть в любом учебнике товароведения этих товаров.
Сразу же ограничим себя городской гражданской одеждой от конца XIX до середины XX века, то есть тем, что еще сохранилось в московских квартирах. Поэтому за рамки обзора выводится народная, профессиональная, форменная (главным образом военная) одежда, сценический костюм, церковные облачения. Каждый из этих видов одежды заслуживает специального разбора. Московский рынок старинной одежды (точнее, сегмент антикрынка) - довольно странен по составу участников и необычен по своему товару.
Начнем с того, что вторичный рынок и привозной товар отсутствуют. Единственным источником поступления одежды на антикрынок остается пока ее первичный собственник. Это коренные москвичи пожилого и преклонного возраста, проживающие в границах Садового кольца. По разным причинам в Москве и по всей России до самого последнего времени сохранялось много старинной одежды. Теперь же происходит стремительное уничтожение одежды предков.
Новое поколение отправляет в мусорные контейнеры чемоданы, узлы, коробки с одеждой, скопившейся в шкафах и на антресолях старых московских квартир. Какая-то часть ее попадает в рыночный оборот. Чаще поводом для "истребления", а также и обнаружения залежей одежды становится предпродажная чистка квартир, полученных в наследство от престарелых родителей, или отселение жильцов перестраиваемого дома.
Отметим еще одну странность рынка - непредсказуемость и зависимость от случайных открытий "бабушкиных сундуков". Теперь "пороемся в заветных сундуках" и посмотрим, что сохранилось в них для продажи на рынке. По причине выхода из употребления сразу после революции осталось довольно много нарядной женской одежды начала прошлого века, а также мужские сюртуки, фраки, цилиндры.
Сохранилось много фрагментов модной одежды после ее приспособления к послереволюционным будням: кружевная и бисерная отделка, юбки от кружевных платьев и т.п. Обязательно найдется мешок или шляпная коробка с лоскутками тканей, пуговицами (берегли каждый кусок ткани, каждую пуговицу). Встречается белая полотняная одежда, знакомая по предвоенным фильмам. Приходилось слышать жалобы работников музеев на отсутствие в их собраниях одежды времен войны 1941-1945 гг. Ее просто не было.
В то время донашивали и переделывали довоенную одежду. Верхней и особенно зимней одежды сохранилось мало. Верхнюю одежду перелицовывали, перешивали, ее активно уничтожала моль. В груде старинной одежды найдется скромное, почти бедное по нынешним меркам, женское белье. Роскошными были кружевные подолы - в 1920-х гг. их отрывали и хранили отдельно среди кружев. Попадается женская обувь "ходовых" в начале XX века 32-34-го размеров. Она оказалась никчемной для акселератов послевоенных поколений.
Теперь познакомимся с покупателями и собирателями старинной одежды. До начала 90-х гг. прошлого века массовыми покупателями старинной одежды были театры и киностудии. Почти еженедельно в "Вечерней Москве" и "Московской правде" печатались объявления о покупке у населений для названного спектакля или кинофильма одежды такого-то периода, такой-то социальной среды. По частоте объявлений выделялись театры: Сатиры, Ленком, им. Ермоловой. Музыкальные театры по репертуарным причинам одежду не покупали.
Позднее этот слой покупателей пропал. "Мосфильм" успел осознать, что является владельцем раритетов и сейчас изредка демонстрирует свои богатства перед телекамерами. Киностудия им. Горького растеряла свой гардероб. Даже тщательно выполненная немецкая униформа для фильма "Семнадцать мгновений весны" оказалась в ФРГ. Что осталось от приобретений старинной одежды в гардеробных театров - неизвестно. Музейные собрания.
Удивительно, но в Москве нет общедоступного музея моды, аналогичного музеям европейских столиц. При Московской текстильной академии есть представительный музей одежды и тканей "для служебного пользования". Обозначило себя активной закупочной деятельностью, а затем затерялось ОАО "Музей моды". Собрания старинной одежды есть во всех исторических музеях Москвы: Оружейной палате, ГИМе, Музее новейшей истории (быв. Музее Революции), МИГМе, ГЦТМе, МДПИ.
Небольшими коллекциями одежды обладают Музей кино, Музей Замоскворечья, Дом моделей "Кузнецкий мост". В каждом из мемориальных музеев хранится одежда замечательных людей. Образцы тканей прежде находились в фабрично-заводских музеях: камвольного комбината, шелкоткацкого комбината "Красная Роза", шелко-отделочной фабрики им. Свердлова. Где они теперь? Среди покупателей старинной одежды музеи не замечены. Коллекционеры. Для подсчета коллекционеров старинной одежды в Москве достаточно пальцев рук и ног.
Возможно, их небольшое число объясняется невероятной трудоемкостью собирательства. У коллекционеров наград, монет, медалей, марок бытует поговорка: "Моя коллекция хлеба не просит". С коллекциями одежды все наоборот. Их надо постоянно обслуживать - ремонтировать, проветривать, чистить, перекладывать. Для коллекции надо много места, рискуешь заполучить моль и аллергию. Личные коллекции не афишируются. "Своих" коллекционеров знают в лицо продавцы и товароведы антикварных магазинов.
Благодаря СМИ получили известность коллекции старинной одежды в стиле модерн художника Петлюры (А.Ляшенко), модельеров Е.Супрун) В.Литвиновой, В.Кручининой. Известны в своих кругах собиратели редкостных кружев, женского белья. Выставки старинной одежды из частных собраний устраивали галерея "Тушино" и закрывшаяся галерея "Салонъ Тверьуниверсалбанка". Покупатели "по случаю" приобретают старинную одежду для разового применения, а затем ее выбрасывают.
Короткое время в начале 90-х гг. прошлого века дамы бомонда приобретали одежду для повседневной носки, дабы поразить свое окружение. В то же время было увлечение покупать старинную одежду для украшения торговых залов и витрин с целью облагородить интерьер. Модельные агентства наряжали манекенщиц в старинную одежду для дефиле и фото в глянцевых журналах. Дома моделей покупали детали одежды для платьев в стиле ретро.
К счастью, современные стили гранж и винтаж, обязывающие использовать элементы старинной одежды и аксессуары, у нас распространения не получили, и это сохранит от уничтожения часть старой одежды. Сейчас старинную одежду продолжают приобретать для баловства - маскарадов, тусовок, розыгрышей. Детали одежды: лоскут тканей, ленты, кружева, пуговицы - покупают мастера-кукольники, шьющие кукольную одежду из старинных материалов. Торговые предприятия. В конце 80-х гг.
XX века старинную одежду можно было купить на развалах Тишинского рынка. После его закрытия что-то можно отыскать на вернисаже в Измайлово. В начале 90-х гг. в открывшихся повсеместно лавках древностей на видных местах висели предметы старинной одежды. С началом преобразования лавок в респектабельные салоны и галереи это товар исчез из виду. Вероятно, как недостаточно аристократичный и доходный. "Уголки" старинной одежды сохранились в антикварных магазинах широкого ассортимента. Стоит сказать, что с середины 90-х гг. они сильно обеднели.
Безусловным лидером торговли старинной одеждой в Москве следует признать бывший магазин "Букинист на Сретенке", ныне переехавший на Пролетарский проспект. Интересные предметы встречаются в магазинах ООО "Акция Лтд." на Б.Никитской и в Брюсовом переулке. Разнообразные предметы продаются в галерее городского быта "Роза Азора" на Никитском бульваре. Какой-то случайный выбор одежды можно найти в магазине "Иностранная книга" на Малой Никитской.
После того как очерчен круг участников рынка, следует ближе взглянуть на старинную одежду как на товар, который предлагает "физическое лицо" (владелец, продавец) товароведу антикварного магазина. Но это уже тема будущих исследований.
Станислав Сафонов
источник публикации
НГ-антракт, Москва, 2002г.