Новое на сайте

Мода на старые вещи - это способ уйти в иной творческий мир

В начале 2004 года в столице, к огорчению завсегдатаев, был закрыт популярнейший из выставочных залов - Московский центр искусств на Неглинке, где мы увидели и работы забытых художников недавнего прошлого, и наследие классиков, и произведения сегодняшних "звезд". Зато в Гостином Дворе появился необычный магазин, где продают одежду, обувь и аксессуары "винтаж" - выпущенные в разные периоды ХХ века и сегодня получившие вторую жизнь. Тут легко найти кружевное бальное платье эпохи модерн, аксессуар из "Шербурских зонтиков" или костюм в стиле нью-лук. Мы беседуем с Мариной ЛОШАК - хозяйкой первого в России бутика винтажной одежды "Brocade", а прежде - директором МЦИ. 

- Мы привыкли к понятию "винтаж" в фотографии: в строгом смысле, винтаж - это авторский отпечаток, сделанный фотографом лично, причем тогда же, когда и снимок, без искажения оригинала или фрагментации. Синоним винтажа - раритет. Антоним - стилизация. Винтаж отличается от нее, как настоящий бриллиант от поддельного. Но что означает это слово в мире одежды и, соответственно, на чем специализируется ваш магазин? 

- "Винтаж" переводится с английского как "урожай, или вино определенного года". Важно, что это старое вино, а его ценность связана не с возрастом, а с тем, что сделано оно из лучших сортов винограда. Но в наши дни словом "винтаж" стали обозначать все предметы, появившиеся на свет с начала ХХ века и отражающие эпоху. Это коллекционный подход к миру материальной культуры в целом. Здесь и вещи, которые человек надевает, и аксессуары, и то, как он сам себя представляет... Давно возник интерес и к истории моды, и к вещи не просто как к объекту, висящему на стене или показанному иным способом, но и как к старинному предмету, который можно надеть на себя. Иными словами, это мода старая, но ожившая.

- Насколько серьезно мир увлечен стилем винтаж?

- Увлечение это достаточно давнее (сегодня в особой цене предметы 1920-х годов). Дизайнеры и кутюрье всегда использовали мотивы из прошлого. Но во второй половине ХХ века, когда интерес к одежде стал фетишем и возникло "общество потребления", а мир оказался перенасыщен талантливыми дизайнерами, выяснилось, что все уже придумано и много раз повторено (так, при возрождении мини-юбки выяснилось, что ее основы заложены в 20-е годы: трапеция, четкие линии). Современная мода предлагает набор кем-то уже сформулированных и воплощенных образов. Мода же на старые вещи, которые мы и называем винтажем, возникла как способ уйти в иной творческий мир, когда старинная вещь возникает уже как новая, на ином этапе осмысления.
Перед обаянием "одежды с историей" не устояла ни одна из мировых столиц моды. Не так давно владелица винтажного магазина в Лондоне Трейси Толкиен (внучка автора "Властелина колец") издала целую книгу о теории, истории и практике фэшн-антиквариата. Проверенный временем на эстетическую ценность и бережно отреставрированный винтаж - большой соблазн для тех, кто диктату моды предпочитает верность собственному "я".

- Значит, это не просто предмет коллекционирования, но и вещи, которые смело можно носить? Но чем тогда винтаж отличается от антикварных предметов и секонд-хенда?

- Важно различать понятия "винтаж", "секонд-хенд" и "антиквариат". То, что мы с совладелицей салона Ириной Черняховской привезли с крупного винтаж-шоу в Нью-Йорке (они там проходят регулярно), - именно винтаж. Эти вещицы, в основном известных марок, многие - ручной работы, хранят память о своем времени и стилистически верно отражают свою эпоху. Им не меньше двадцати, но и не больше ста лет, почти все они неношеные и прекрасно сохранились. Их можно и просто собирать, и надевать - что уж человек выберет. Но одежда, в отличие от произведений искусства другого рода, создана для того, чтобы ее носить. Тут некая метафизика: для чего предмет предназначен, тому и должен служить. Поэтому вещи любят, когда их носят, подобно тому как иные коллекции страдают, пылясь в папках, и радуются, выходя к зрителю. Разновидность обмена энергией - вещи должны работать!

- К кому обращен стиль винтаж? Кто ваши клиенты?

- Те, кто стремится к самовыражению во всем, включая одежду. Люди, которые хотят лепить свой образ, делать себя сами. И не желают жить в мире, который устроили умные чужие дяди. Это принципиально разный подход к своей жизни. Возможность еще большей свободы для уже свободного человека. Ну а вещи адресованы людям, относящимся к себе не слишком серьезно, с иронией, антибуржуазно. Такой бутик - стилеобразующее место, позволяющее человеку шире взглянуть на мир и увидеть себя в новом образе. Отречься от слова "мода" и приблизиться к пониманию слова "стиль". Винтаж - самый ярко выраженный путь к внутренней свободе.

Мы больше всего рассчитывали на молодежь, к нам идут прежде всего люди творческих профессий, например актрисы Маша Шукшина и Рената Литвинова. Но заходит и вполне респектабельная публика, покупающая не мелочи, но солидные, базовые вещи. Мы живем среди очень смелых людей!

- Объясните, по какому принципу отбирались вещи для бутика.

- Винтаж - подвижное понятие, он охватывает разные периоды, включая викторианский стиль. Мы решили ограничиться рамками ХХ века, до 1980-х: пауза в 20 лет позволяет отстраниться от нашего времени. Таких магазинов, как наш, и за рубежом практически нет: обычно это богемные места, захламленные, с привкусом блошиного рынка. Там есть и свои запахи времени, которых у нас нет. Но приходят туда не бедные люди: такая одежда очень дорого стоит, дороже новой. Мы же стараемся знакомить Москву с культурой винтажа обстоятельно и серьезно, и в коллекции представлены все ее великие годы: от китайских шелковых халатов 1920-х годов до узнаваемых силуэтов 60-х, до первых электронных часов, выпущенных в конце 70-х. Вечерние наряды от Валентино и модели от загадочного Одичини. Платья - предмет вожделения дам, гулявших по нью-йоркской Мэдисон-сквер в начале прошлого века, и пиджак от Кристиана Диора эпохи диско. Некоторые из моделей могли бы украсить Киотский музей моды: халатик в стиле нью-лук от Диора или шелковые накидки Поля Пуаре - первого модельера, сделавшего собственное имя торговым лейблом. Вдобавок сумки, шляпки, бижутерия - словом, все, в чем выражена суть винтажной идеологии. На вешалках и стеллажах "Brocadе", в сущности, не одежда и обувь, а само время в его самой яркой ипостаси.

- А что бы вам хотелось показать отдельно?

- Один из проектов связан с историей американского костюма времен Второй мировой войны - любопытно, что владельца коллекции мы нашли в Москве. Я мечтаю к той ее части, которая связана с модой США, то есть к американским 1940-м, добавить наши 40-е, очень интересные. Мода в этот период в СССР была просто прелестна, в тканях этой поры большой романтизм, и все вместе будет чудесно рифмоваться.

- Есть ли в ваших планах специальные показы, связанные с той или иной страницей в истории моды?

- Да, у нас большие планы. Например, сделать выставку из истории сумки. Собрать дамские сумочки из музеев и частных коллекций, начиная с конца XVIII века по конец ХХ. И еще весьма сложный проект связан с историей нижнего белья. Сейчас мы собираем экспонаты - вещи голливудских звезд пришлют из Америки специализированные галереи; в дополнение - фото, материалы по истории кино, а площадку мы ищем в одном из московских музеев. И готовимся открыть музей моды в Москве, но где он будет находиться - пока не знаю.

- Но все-таки вы известны прежде всего как куратор арт-галереи. Продолжаете ли вы работать в прежнем качестве?

- Дальнейшие мои планы целиком связаны с созданием новой художественной галереи. Расположится она на Ильинке, в довольно большом пространстве, превосходящем зал на Неглинке. У нас будут два направления деятельности - одно продолжает линию МЦИ (классические проекты modern art первой трети ХХ века, как русского, так и западного), второе связано с современным западным искусством. Поэтому на разных этажах галереи создаются два локально бытующих пространства, предназначенных для разных экспозиций.

источник публикации
Клуб Шкура



В конец страницы
На главную
Контакты


НаверхНа главнуюКонтактыВыставочная компания Эксподиум
Дизайн: SASHKA