Новое на сайте

Живопись с блошиного рынка

Надежды на неведомые шедевры великих мастеров, найденные на бабушкиных чердаках, остались в прошлом. И это в равной степени относится и к русской живописи, и к европейской. Но случаются исключения. В прошлом году некто принес в Музей Рембрандта в Амстердаме портрет персонажа в шубе и шапке. Картина считалась работой ученика Рембрандта Говерта Флинка "Портрет русского аристократа". Но когда реставраторы соскребли с "аристократа" лишнюю одежду, обнаружился автопортрет самого Рембрандта, сделанный им в 1634 году. А буквально вчера в московском Музее изобразительных искусств им. А. С. Пушкина открылась выставка картины Тициана "Портрет кардинала Паллавичини", которая долго числилась произведением гораздо менее знаменитого художника, Себастьяно дель Пьомбо, из-за плохой сохранности и многочисленных записей. 

На реальном шансе найти нечто стоящее под слоями грязи и поздних записей и основана деятельность нового антикварного заведения "Галерея Вобликова". Она создана двумя братьями, один из которых, Николай Вобликов,– реставратор со стажем и опытом. Конечно, надежд найти нового Рембрандта или Тициана организаторы не питают. Зато с успехом обнаруживают крепкого профессионального уровня немецких академистов середины XIX века или французских импрессионистов рубежа XIX–XX веков. То, как это происходит, достойно отдельного рассказа – на европейских антикварных ярмарках-развалах, почти что "marche aux puces", в чьих-то запыленных, ничего на первый взгляд не стоящих коллекциях, на распродажах имущества из маленьких французских или австрийских замков. Иногда, перебрав две-три сотни полотен, удается найти лишь одну интересную работу, где под пожелтевшим лаком угадывается "нечто". 

Результаты этих "раскопок" можно теперь обнаружить в "Галерее Вобликова". Например, "Скачки на набережной в Неаполе" немецкого живописца Роберта Петцельберга, 1855 года, которая была залита какой-то липкой гадостью. Сейчас расчищенное полотно демонстрирует все прелести немецкой академической живописи второй половины XIX века и отчасти напоминает эпические панорамы русского художника-баталиста Федора Рубо. То есть на самом деле это Рубо напоминает Ротцельберга – так как мог быть с ним знакомым и даже учился у него в Мюнхенской академии художеств. 

"Дети в лодке" (1839 год) сохранились хорошо, но пребывали последние полтора века в полной безвестности, хотя их автор, датский живописец Фридрих Людвиг Шторх, хорошо известен в Европе. Сюжет картины совершенно "андерсеновский" (писатель и художник были современниками), хотя прямых литературных аналогий нет. На небольшом полотне изображены непослушные дети, которые отправились покататься в лодке по морю. Но поднялись волны, шалуны упустили весло, маленькая девочка испуганно плачет, ее брат пытается грести, старшая сестра в отчаянии возвела глаза к небу. Да, Ганс Христиан тоже любил в своих сказках помучить бедных детишек. Но у этой нравоучительной истории счастливый конец – вдалеке видна фигура отца детей. Для любителей сентиментальности, ребятишек и собак – очаровательная "Охотничья сцена" (1876 год) немецкой художницы Хелен Беттнер, с живописнейшей сворой на первом плане. 

Одно из главных направлений работы "Галереи Вобликова" – импрессионизм. Пусть и авторов второго и третьего круга, но зато французов и учившихся в тех же мастерских, что и "великие". Например, "Пейзаж с набережной канала" Эдуарда Гелая. Про художника известно, что он участвовал в Парижском салоне 1878 года (на том же салоне выставлялся и Ренуар), а потом уехал в Южную Америку. В "Пейзаже" авторская живопись была погребена под таким слоем позднего лака, что картина напоминала гладкий блестящий постер. Теперешнее ее качество соответствует качеству тех работ, что продают на Sotheby`s и Christie`s на дневных торгах, после вечерних "миллионных" аукционов импрессионистов. К той же категории живописи относится и "Закат солнца на море" Шарля Синьоре, который демонстрирует идеальную импрессионистическую технику и набор красок – картина написана пастозно, с использованием пигментов "роз де ор" и "поль веронез", тех самых, что некогда привели в ужас свой "вульгарностью" французских обывателей. 

Следующая вылазка организаторов галереи – в один старинный немецкий замок, имущество которого вот-вот пойдет с молотка. Среди сотен полотен, под варварскими записями XIX века они надеются обнаружить что-нибудь ценное – века XVII или даже XVI. 

Цены на живопись в "Галерее Вобликова" большей частью укладываются в рамки $10-20 тыс. 

Татьяна Маркина 


источник публикации
Коммерсантъ, № 59 (№ 2898) от 02.04.2004, ПТ



В конец страницы
На главную
Контакты


НаверхНа главнуюКонтактыВыставочная компания Эксподиум
Дизайн: SASHKA