Чайник, шляпка и спортивный флаг
Любовь и страсть на блошином рынке
Что такое блошиный рынок? Казалось бы, ответ прост – развал, барахолка, где можно найти все, что душе беспокойной угодно, и по доступным для разных карманов ценам. Ан нет. Если бы все было так просто, то не превратился бы блошиный рынок в художественный проект и не пришло бы на его открытие столько людей, что к некоторым стендам было не пробраться. А еще не был бы он так любим знаменитостями.
На прошлой неделе выставка-ярмарка «Блошиный рынок» прошла в Москве в выставочном зале на Тишинской площади в третий раз. И по уже сложившейся традиции политики и галеристы, художники и искусствоведы, дизайнеры и артисты, музыканты и телеведущие приняли участие в специальном художественном проекте «Моя находка на блошином рынке», а заодно рассказали, за что же они так эти рынки любят. И оказалось, что привлекают их не только кашмирские шали и разноцветные тюбетейки, старые фотографии и оригинальные вещицы, забавные игрушки и винтажные платья, шляпы с вуалетками и украшения ручной работы. Привлекает особый колорит, неформальная атмосфера и возможность поболтать о чем угодно со словоохотливыми продавцами, привлекает игра в кладоискателей и забавные истории, связанные с находками. Телеведущий Владислав Флярковский воспринимает блошиный рынок как энциклопедию жизни, а его коллега Анна Лошак и галерист Марина Лошак считают, что на блошиные развалы приходят те, кто хочет быть режиссером своей жизни, люди с куражом и страстью к неожиданным находкам. У галериста Марата Гельмана на этот счет есть своя философия. Блошиный рынок дает вещам шанс прожить еще одну жизнь, причем жизнь более интересную, почетную и духовно наполненную. Для него умение сохранять старые вещи, даже если они потеряли свою прямую функциональность, – это признак цивилизации.
Для внимательного наблюдателя вещи, выставленные в витринах, слегка приоткрывают дверь во внутренний мир их именитых владельцев. С иноземной принцессой сравнивает Ирина Хакамада старый медный чайник, купленный в Марокко. Старая карта Англии напоминает Наталии Дементьевой, члену комитета Совета Федерации по бюджету, строчки любимого романа юности «Джейн Эйр». Когда-то в Вене романтичная австрийка, гуляя с художником Владимиром Дубосарским по блошиному рынку, подарила ему старую куклу Барби, и эта кукла поселилась у него в мастерской и уже 8 лет служит ему главной моделью. Директор МДФ Ольга Свиблова, как и многие другие настоящие женщины, покупает на блошиных рынках винтажную одежду, а телеведущая Ника Ганич носит вместо шарфа флаг трудового общества «Урожай», за которое выступала в конькобежном спорте ее бабушка.
Художник Михаил Златковский собирает ордена и медали, и один венгерский крест преподнесла ему утром в Будапеште девушка – на подносе вместе с чашечкой кофе и мольбой не ездить за город на рынок за этим «барахлом». Чего только не сделает женщина для того, чтобы остаться вместе… Не верится? Но блошиный рынок – это игра, и почему бы не побыть здесь герцогом Бекингемом… И только Марат Гельман, храня верность современному искусству, выставил арт-объект из своей коллекции. Старые коммунистические книги, которым дал вторую жизнь художник Андрей Басанец, крепко-накрепко привязаны к металлическому ложу. Ну что же, на блошином рынке у каждого своя игра.
Ирина Осипова
источник публикации
Независимая газета за 14.04.06г.