Марина Лошак, галерист
Блошиные рынки возникли в моей жизни относительно недавно, лет восемь назад. Жизнь предыдущая, детство и юность прошли в старой Одессе. По сути, этот город воспоминаний и романтических никчемностей стал для меня путем к «блошинке». Когда ребенок вырос в новом доме, в новом районе, то блошиное состояние возникает из протеста. Если ребенок вырос, как я, в квартире, в которой выходила замуж моя прабабушка, родилась бабушка, мама, а потом и я, то некий материальный культурный слой сохраняется. Остались прабабушкины вышивки, ее альбом, в который друзья писали ей записки и посвящения, первая косичка моей бабушки, прабабушкины платья, шубы 20-х годов, из которых шились шапки, муфты, перчатки… Все эти предметы материальной культуры уже носили блошиный характер.
«Блошинка» – для тех, кто хочет быть режиссером своей жизни, не любит приглашать стилистов и декораторов для оформления своих домов, чтобы потом жить в красивом, но чужом мире, для людей с куражом и страстью к неожиданным находкам. Этих людей немало. В основном это любители, дилетанты, к которым я отношусь с большим уважением.
И я, как дилетант, нырнув в стихию блошиного рынка, сразу ощутила его невероятные возможности и потенциал. Мой муж, который и помыслить не мог, что это будет ему интересно, мои дети, друзья моих детей, наши друзья – все стали жертвами этой чудесной увлеченности. Оказалось, что музейная жизнь, до которой мы большие охотники, менее интересна, чем жизнь живая. Блошиный рынок вытеснил искусственную музейную жизнь. Приезжая на два дня в новый город, где есть возможность окунуться в жизнь блошиного рынка, идешь туда, а не в музей.
Понемногу стали собираться коллекции и случайные отдельные предметы, найденные на российских и украинских барахолках. Русские шапочки мне помогал собирать Миша Суров, что-то покупала в Измайлово. Пара шапочек мордовских, но в основном – вологодские. К этой коллекции я подошла скурпулезно: известен район, область, год происхождения этих головных уборов.
Коллекция китайских шапочек приобретена случайно. Она представляет скорее набор, который только должен стать коллекцией, когда будет осмыслено, что же собрано. Эта покупка сделана в Шанхае всего за полчаса, которые были отведены у меня на посещение антикварного рынка, устроенного как блошиный развал. Подделок и поздних реплик на рынке так много, что при их высоком исполнении разобраться в подлинности вещи трудно не только такому дилетанту, как я, но и специалисту. Получаса было достаточно, чтобы понять: на этой территории можно покупать предметы материальной культуры, связанные только с тканью. Было страшное желание приобрести все, но остановилась я на мальчуковых и девичьих шапочках, поскольку они поразили меня своим разнообразием и невероятной работой. Сколько успела, столько и купила. На самом деле их могло бы быть у меня значительно больше. Такой же красоты и туфельки, и сапожки. Но на рынке их значительно меньше. Все, что увидела – привезла в Москву.
Чудесную тему старинных национальных шапок обязательно продолжу. Возможно, это будут украинские головные уборы.