Новое на сайте

В Волгоградском «мирке» обитают «блошки»

РоссияВолгоград

«Мирок» - это не параллельный и не затерянный мир, а всего лишь блошиный рынок в Ворошиловском районе. Романтически-фэнтезийным названием он обязан своему географическому положению на остановке «Кинотеатр «Мир», но и не только. Это, действительно, особый и очень необычный мир со своей жизнью и «мирянами-обитателями». 

Словно «Китеж-град», Мирок появляется из ниоткуда только по выходным и праздникам с утра и до обеда. Пустынные переулки перед трамвайными путями оживают и наполняются экзотичными людьми и еще более экзотичными вещами. 

История блошиных рынков началась еще в 19 веке, когда на севере Парижа собирались старьевщики и антикварщики. С тех пор блошиная мода, проскакав по всей Европе, пришла и в Россию. Хотя официального статуса эти стихийные рынки не имеют, милиция смотрит на них сквозь пальцы. Кого штрафовать? Бомжей и пенсионеров? Последние готовы отстаивать свои блошиные права до последнего. В комиссионных магазинах принимают большей частью новые вещи. А в секонд-хендах цены кусаются. К тому же ассортимент на «блошках» несравнимо шире. 

Конечно, говорить о покупке картины Рембранта или средневековых доспехов в нашем городе не стоит, масштаб не тот. Однако особенности и законы блошиных рынков что в Париже, что в Волгограде везде одинаковы. 

Товарный закон. «Блошка» - это волшебное место превращения вещей. Но не по известной марксовской формуле «товар-деньги-товар», а по закону «мусор-товар-мусор». Этот извлеченный из хлама товар может превратиться в деньги, либо снова стать мусором, если не найдет своего покупателя. Тут уж как повезет. 

Предметом купли-продажи может стать все, что угодно. На «блошке» прячет концы история. Здесь будто возвращаешься назад в давно забытое старое-доброе прошлое. Жестяные банки в горошек годов 60-х, пузатые 5-литровые чайники, чугунные утюги с витиеватыми ручками, огромный самовар и прочая «совковая» утварь по-коммунальному соседствуют с пальтишками давно ушедшей моды, сбитыми туфлями и даже бельем, которое, чтобы не улетело, прижато к «прилавку» сапогом. Здесь можно купить старые елочные игрушки, значки несуществующих уже организаций, ключи к неведомым замкам и сами замки без ключей, одноглазые оправы. Только на этом рынке продают обрезки тканей и раскроенные, но не сшитые вещи. Медвежьи шкуры, рога, чучела животных соседствуют с наборами открыток, бюстом Ильича и кубком в награду за подвиг санитара. Эти вещи - отголоски чьих-то судеб, увлечений и заслуг. Ценности чужих жизней выставлены здесь за копейки. Такая вот необычная реализация лозунга «Все на продажу!». 

Только здесь можно услышать следующее:
- Что это такое?
- Черт его знает! Хочешь, бери за пятерку. 

Память, что и говори, не вечна. Однако и новое время вносит свою лепту в историю. Среди старых тряпок нет-нет можно встретить компьютерную мышь, приставку «Денди», чехлы для сотовых телефонов. Промышляют на блошках и «пираты». DVD и кассеты с последними фильмами (мною был замечен, например, «Бумер») можно взять всего за 50 рублей. Частично такая продукция не «пиратского» происхождения, но об этом лучше промолчать. 

Кадровый закон. Удивительна организация торговли и сами торговцы. Рынок вырастает прямо на земле. Кусок полиэтилена или картона – вот тебе и витрина. Торговые ряды тоже прихотливо вьются без видимой логики, заползая на трамвайные пути и дороги. Их направление и количество определяют сами представители этого малого бизнеса. Стать продавцом может любой, у кого есть залежалый хлам на чердаке, в кладовке или на даче. Основную массу «бизнесменов» составляют пенсионеры, инвалиды. Заработки у них минимальные. «Мы тут благотворительностью занимаемся. Старушку какую-нибудь по дешевке оденем, обуем цыганенка», - признался мне один торговец. 

Есть на блошке и профессионалы. Это нумизматы, коллекционеры старинной бронзы и серебра. Такие люди хорошо знают друг друга и постоянных клиентов. Лучший товар они предпочитают не показывать лицом, а предъявляют из-под полы по договоренности. Причем продавцы и покупатели постоянно меняются ролями. Выручив энную сумму, продавец зачастую приобретает что-то другое либо для себя, либо для продажи. 

Закон ценообразования. Поражает текучесть и непредсказуемость цен. Фокус в том, что такой специфический товар трудно оценить объективно. Стоимость часто называется или наобум, или исходя из личных соображений. Вещи здесь не просто товар, они персонифицированы до предела. С ними связаны истории и воспоминания владельцев, которыми они с удовольствием делятся. Многие пенсионеры приходят сюда отчасти из недостатка общения и с удовольствием расскажут вам биографию одной из разложенных вещей, а заодно и о себе что-нибудь или о соседке. Однако вещи и сами могли бы многое о себе поведать. Их обменивали, продавали, дарили, проигрывали, пропивали. Вот почему девиз всех блошек прост – «торгуйтесь». Чем хуже Вы одеты, тем больше шансов купить дешево. Говорят, даже звезды – Катрин Денев и Изабель Аджани - приходят на парижские броканты в обносках. Акт купли-продажи – своеобразное представление в театре. Если хозяин увидит Вашу заинтересованность в какой-нибудь безделушке, пусть даже она валялась целый год – цена вырастет в несколько раз. Однако так же стремительно упадет, стоит только сделать попытку уйти. Верчу в руках круглые хипповские очки. 

- Сколько?
- Полтинник, – отвечает веселенький и пьяненький продавец.
- Да вы опухли.
- Ну, бери за тридцать. 

Начинаю уходить и слышу: «стой – за двадцатку отдам, черт с тобой за пятнадцать». 

Потребительский закон. Среди «ищущих блох» можно встретить кого угодно. И очень прилично одетых людей, и цыган, и пенсионеров, и хиппующую молодежь. Здесь любят бывать толкиенисты, подыскивающие антуражные вещицы для ролевых исторических игр и пейнтболисты, скупающих шинели, плащ-палатки и немецкие каски, чтобы во всем этом пострелять в ближайшие выходные. Есть и своя элита - профессиональные коллекционеры. Говорят, на блошке, можно купить антикварные вещи по смешной цене. Главное приходить пораньше и быть чуть-чуть удачливым. 


Анна Снегина, 

источник публикации
"Факультет"



В конец страницы
На главную
Контакты


НаверхНа главнуюКонтактыВыставочная компания Эксподиум
Дизайн: SASHKA