Новое на сайте

На барахолку в поисках чуда

УкраинаДонецк



Блошиные рынки, как явление, возникли во Франции в 60-е годы XIX века, когда император Наполеон III затеял перепланировку Парижа, что заставило старьевщиков со всего города перебраться на площадь перед воротами крепости Клиньянкур.

Здесь они разместили свои товары - потрепанные книги, побывавшие в употреблении одежду, посуду, старую мебель, пуфики, матрасы, где в изобилии водились блохи. Из-за этого-то парижане и окрестили такой рынок "блошиным". Ныне в европейских городах блошиные рынки стали явлением в большей степени культурным, чем экономическим: именно сюда приезжают коллекционеры или просто любители старины в поисках стильных штучек, с мечтой откопать настоящую антикварную ценность.

В отличие от просвещенной Европы, для большинства отечественных обывателей понятие о блошином рынке связано с явлением менее романтическим - барахолкой. Возможно, поэтому располагаются такие ярмарки неновых вещей зачастую в не особо презентабельных местах. В Донецке, например, нечто напоминающее элементы блошиных рынков можно обнаружить, как правило, на задворках крупных вещевых или книжного базаров. Образования эти могут быть как небольшие - в десяток импровизированных "прилавков", так и очень крупные, вроде того, что расположился у рынка возле железнодорожного вокзала.

В выходные дни и при хорошей погоде желающие предложить здесь свой товар чуть ли не полностью опоясывают вещевой рынок. Но, повидав его собственными глазами, можно убедиться, что и морозы не сильно пугают истинных ревнителей "блошиного" дела. Чего здесь только нет! Фарфоровые статуэтки 50-х годов, самовар и старая посуда, потемневшие от времени наборы вилок и ложек, многократно прочитанные томики детективов Дарьи Донцовой в мягкой обложке, виниловые пластинки и непонятного производства видеокассеты, диски, парики, явно знавшие лучшие времена, настоящая керосиновая лампа ("В рабочем состоянии, - объяснили мне. - Только керосина налить - и будет светить"), резиновые галоши, разобранные телефоны и старые будильники, заметно потертые и несколько проржавевшие фигурные коньки (очень актуально в связи с открытием в городе катка), а также огромное количество гвоздей, болтов, шайбочек и т.д. всех видов и размеров.

Конечно, эти импровизированные торговые ряды гораздо меньше и беднее, чем знаменитые европейские блошиные рынки, но, побывав здесь, понимаешь, почему европейцы относятся к ним с такой трогательностью. Старые вещи создают удивительную атмосферу ретро, чем-то похожую на пряный запах засохших хризантем. Здесь нечего делать практично настроенным молодым людям, сюда лучше приходить фантазерам и мечтателям, верящим в чудеса и в свою удачу, как и в то, что в куче старья они смогут найти настоящее сокровище. Кстати, один из моих знакомых нумизматов со сдержанной гордостью сказал, что именно там он купил несколько монет для своего собрания.

Торгующих условно можно разделить на три категории. Первая - коллекционеры и ценители. Как правило, продают нечто по-настоящему стоящее для собирателей - монеты, старые часы, старые книги и т.д. (На их прилавках бывают настоящие раритеты: однажды мне предлагали первое издание "Тропика Рака" Генри Миллера, в другой раз - роман Толстого "Война и мир" издания 1945 года). У них есть стабильная клиентура и партнеры - друзья по интересам. Для них такая торговля не столько способ заработать на хлеб насущный, сколько хобби и способ общения. Вторая категория - те, для которых важен не только процесс, но и результат. Раритеты, которыми они торгуют, вполне могут быть как из личного собрания, так и добытые где-то в другом, известном только им, месте. Они с удовольствием побеседуют с тобой об изысках в искусстве и литературе, но при этом обязательно попытаются не отпустить без покупки.

Есть и третья категория - самая печальная. Именно она и превращает блошиные рынки в барахолки. В основном это бабушки-пенсионерки, пытающиеся продажей старых вещей, своих или близких, получить прибавку к пенсии. Идея иллюзорна, но бабушки в нее верят и "держат цену" - за неновые кожаные сапоги в хорошем состоянии могут попросить до сотни гривень. Некоторые, впрочем, имеют и собственный маленький бизнес, всецело зависящий от времени года. Хит нынешнего сезона - валенки. "Покупайте валенки, - расхваливала одна из продавщиц изделия своей соседки. - Очень хорошие, и дешевле, чем здесь, нигде не купите!". Вот где они, остатки пролетарской солидарности...

Встречаются товары так и просто экзотические. На одной из барахолок натыкаюсь на ценник "Луна. 2 грн." Продавали, однако, не Луну, а только возможность посмотреть на нее - рядом стоял телескоп. "Обычно я стою на площади Ленина, - рассказывал его хозяин, седовласый астроном-любитель. - Но сейчас там пусто. А здесь люди проходят, смотрят, интересуются. И не только Луной, можно увидеть Сатурн, Венеру, особенно красив Юпитер. В месяц до трехсот гривень набегает. Тоже деньги". Словно подтверждая его слова, молодая пара изъявила желание посмотреть на Луну, которая в это время ярко сияла в небе, не подозревая, что может стать объектом для дополнительного заработка.

Светлана ПЛАТОНЕНКО.

Фото Александра ВАСИЛЬЕВА.

источник публикации
Вечерний Донецк, № 28 (8276) от 21.02.2006



В конец страницы
На главную
Контакты


НаверхНа главнуюКонтактыВыставочная компания Эксподиум
Дизайн: SASHKA