Новое на сайте

Полуостров сокровищ

УкраинаСимферополь

На продавцов скифского золота в Крыму можно выйти за двадцать минут

Поезд Киев — Севастополь. Мои попутчики: приятная семейная пара и молодой человек. Наше знакомство постепенно переходит в совместное чаепитие. А в беседе о том, о сем выясняется, что молодой человек — симферополец, работает переводчиком. В Киев ездил по делу — провожал американских туристов, которые почти неделю гостили в Крыму. История эта меня, наверное, мало бы заинтересовала, если бы Сергей (так звали переводчика) не обмолвился, что, уезжая, американцы прикупили в Севастополе скифские золотые украшения и древние монеты. Оказывается, в Крыму, по словам моего собеседника, купить подобные раритеты проще простого. 

Копают все... 

По словам Сергея, "черная" археология уже давно для многих крымчан стала чуть ли не основным источником дохода. Как утверждает мой попутчик, есть даже села вблизи Мангупа, в Бахчисарайском и Севастопольском районах, жители которых живут только за счет того, что "накопают". Как правило, на заказ.

— Скифские захоронения — курганы — доступны только избранным, — рассказывает мой собеседник. — Весь Крым поделен на некие археологические территории, подконтрольные мафии "гробокопателей". Между собой они уже все решили, а вот если новичок начнет копать в неположенном месте, то в лучшем случае отберут все ценное, в худшем — убьют.

— И часто бывают такие случаи?

— В прошлом году была история: два "черных" копателя между собой не поделили клад, так один другого убил. А вообще разное случается. Вот мой отец в середине 90-х тоже "черной" археологией занимался. Работы тогда никакой не было, а тут его московский друг попросил помочь одному коллекционеру найти курган. Потом отец пытался кое-что сам раскапывать, стал историей интересоваться, купил джип, несколько металлоискателей, сколотил команду и отправил их "на дело". Но через пять дней и люди, и машина как сквозь землю провалились, и до сих пор никто не вернулся. Что с ними случилось — для нас осталось загадкой. Больше в нашем доме слово "раскопки" не произносится.

— И что, легко можно найти продавца скифских предметов?

— Так они ж все на "горках" собираются. Конечно, "добро" свое открыто не выкладывают, но своего клиента издалека видят. Сходи — посмотри.

Путь к "черному" археологу

Знаменитый "блошиный" рынок Севастополя, именуемый "горками", расположился в центре парка за Владимирским собором. На небольшом пятачке, переминаясь с ноги на ногу, торговали около десяти человек, и еще столько же, разбившись на группки, что-то живо обсуждали. У торгующих под ногами разостланы газеты, на которых — ветхие книги, пули Второй мировой войны, бронзовые канделябры, старинные монеты и еще предметы, долго пролежавшие под землей, но явно не представлявшие интереса. Все это богатство продается от пяти до 30 гривен. Мое появление на "горках" вызвало у обитателей недоумение — за своей спиной я то и дело слышала перешептывание. Ведь место это для "своих". И не "свои" посетители этого рынка зимой — явление странное. За 10 минут я успела осмотреть "экспонаты" каждого торговца по очереди, задавая вопросы типа: а нет ли у вас чего-нибудь скифского? Продавцы в ответ лишь отрицательно качали головой. И когда уже, разочаровавшись, собралась уходить, меня остановил немолодой мужчина в "трениках" с выдувающимися коленками и в клетчатой кепочке.

— Мне сказали, что вы ищете скифские предметы, у меня есть кое-что интересное. А вам зачем? — спросил странный дядечка, окинув меня оценивающим взглядом.

— Я работаю в антикварном салоне, — ответила я. Это была моя легенда, которую я придумала по пути от вокзала до "блошиного" рынка. — У нас есть один заказчик, который хочет купить скифские предметы.

— Вот мой адрес, приезжайте, посмотрите, — протянул мне мужчина кусочек бумажки с адресом в Симферополе. 

... А вот и драгоценности 

Приехав через пару дней по указанному адресу, мягко говоря, удивилась. Мужчина в поношенных "трениках" совершенно преобразился: кожаные штаны, стильная рубашка — эдакий денди местного розлива. "Андрей Николаевич", — с достоинством графа представился мой новый знакомый. Переступив порог его четырехкомнатной квартиры в центре города, я словно попала в филиал исторического музея: все стены увешаны картинами, а на книжных полочках расставлены черепки и надколотые сосуды. Но самое ценное было аккуратно выложено на столе — золотые скифские и алано-готские украшения. Несколько экземпляров довольно крупных сережек — налобных, как сказал хозяин, их надевали на головной убор. Золотые треугольной формы ушные серьги, змеевидное кольцо и довольно большая коллекция бронзовых украшений и статуэток. На вопрос, как попали в его руки эти ценности, Андрей Николаевич, пожав плечами, скромно ответил: "Копаем, миленькая". Пришлось играть роль "сотрудницы антикварного салона" и молча рассматривать экспонаты. А в это время торговец древностями проникался все большим доверием и не спеша рассказывал.

— Вообще-то я стараюсь на "горках" появляться редко. Туда периодически наведываются эсбэушники, — говорит Андрей Николаевич. — Я приезжаю присмотреться к людям, найти клиентов.

— А эти вещи где были найдены?

— В разных местах, но больше в районе Мангупа. У меня свои ребята, профессионалы. Сейчас копают в селе недалеко от Балаклавы.

— У вас сезон, как и у всех крымчан, летом начинается?

— Полевые работы у нас круглый год, а продаж, конечно, больше летом.

— И кто в основном покупает?

— В этом году много иностранцев было, некоторые даже специально приезжают. Там у них это гораздо больше ценится. Они скупают сразу все золотые вещи, не торгуясь. Я одному продал несколько вещиц — сразу 10 тысяч долларов получил. Но иногда бывает, что клиента ждешь чуть ли не полгода, пока он решится. Наши чинуши вдруг стали интерес проявлять. Может, кто-то им сказал, что модно иметь в доме старинные вещи. Но они торгуются и совершенно не понимают, что покупают. 

И какие напрашиваются выводы? 

Мое полудетективное приключение доказало: во-первых, "черными" археологами никто действительно не занимается, зато они занимаются всем, чем хотят. Во-вторых, мне (случайно услышавшей о "горках") потребовалось около двадцати минут, чтобы найти продавца скифского золота, и еще два часа, чтобы добраться до Симферополя и посмотреть эти богатства. А потому никак не верится, что правоохранительные органы "не в курсе" об источниках происхождения таких раритетов, и им неизвестны каналы их прохождения по стране и вывоза за рубеж. Государство фактически теряет свою собственность, не прилагая никаких усилий для ее сохранения.

Нас косвенно убеждают, что нам, обывателям, созерцание драгоценных предметов наших предков совершенно не нужно. То есть созерцать нам, конечно, дают, но только глиняные осколки и предметы, имеющие лишь археологическую ценность. И то в музеях, где экспозиции долгое время вообще не меняются.

Не оттого ли духовно-культурная жизнь нашего общества, то есть "низов", проходит под девизом: бескультурье — в массы? В то время как наши "вожди", размахивая руками, на которых периодически появляются древние перстни, убеждают нас, что мы имеем право именоваться "европейской нацией".

Простите, глубокоуважаемый, а что у вас на вашем драгоценном пальчике? Перстенек древний. А вы его, извините, где взяли? Ах, клад нашли? А у нас, знаете ли, по закону, все найденное в земле и имеющее археологическую ценность принадлежит государству. То есть если вы хотите себя европейцем чувствовать, колечко-то снимите и в музей сдайте. Покажите нам пример, как нужно себя и народ уважать. А то наши соседи-европейцы, увидев одну известную даму на очень серьезном мероприятии с древней брошью на груди, слегка удивились. Брошь-то, конечно, красивая и древняя, но откуда она появилась на груди у столь серьезной дамы? Из частной коллекции. Другой вопрос: частная коллекция — это что? Это люди, которые сами незаконно раскапывают древности или покупают их у "гробокопателей". А это вообще по закону? Сомневаюсь. Тогда получается, что публичное ношение таких вещей — самое прямое поощрение "черной" археологии.

По исследованиям ООН, торговля древними предметами, найденными в кладах, входит в десятку самых прибыльных занятий. Сейчас "любители древностей" со всего мира приезжают в Украину, чтобы увезти от нас кусочки трипольской, скифской, сарматской, готской культур. И вывозят. Пока наши чиновники спорят о "черной" археологии. А ведь в этом вопросе двух мнений быть не должно. Эта сфера должна быть полностью монополизирована и охраняема государством. Не то наши потомки точно уж будут считать нас варварами, Иванами, не помнящими своих предков.

София Спасская 

источник публикации
"Киевские Ведомости" №279, 27 декабря 2005 г.



Статья в тему: 

Коллекция президента Ющенко состоит из краденных экспонатов

Коллекция археологических древностей, которой так гордится украинский президент Виктор Ющенко, частично состоит из экспонатов, найденных «черными» археологами и проданными на «черном рынке». Об этом сегодня заявил директор института Археологии Петр Толочко.

«Я знаю, что Виктора Андреевича еще до того, как он стал главой государства, часто видели на «блошиных» рынках, где он покупал антиквариат. Однако однажды я видел по телевизору интервью с президентом, и у него за спиной стояли большие посудины, которые не продаются на «блошиных рынках», это, по всей видимости, амфоры, и другие археологические находки, обнаруженные «черными» археологами», - сообщил Петр Толочко.

«Я не могу сказать, что он сам занимается скупкой незаконных экспонатов, скорее всего, ему продают их какие-то люди, но так или иначе, это президент, и, по сути, он покупает вещи, которые должны принадлежать государству», - резюмировал директор института Археологии.

источник информации
17 мая 16:25 // ЗАВТРА // 
ИА "Новый регион"



В конец страницы
На главную
Контакты


НаверхНа главнуюКонтактыВыставочная компания Эксподиум
Дизайн: SASHKA